– На наших дорогах по-прежнему «пыль да туман», в прямом и переносном смыслах. Они всё никак не выйдут из разряда всероссийской беды, хотя проблема их качества давно уже стала одной из самых широко освещаемых в прессе и на телевидении. Это понятно: в стране стремительно увеличивается количество автомобилей в личном пользовании, и проблема качества дорог начинает заботить всё большее число людей. Если сегодня в России насчитывается около 40 млн автомобилей, то к 2020 году их число возрастёт до 60 млн.
Но дорожная сеть страны, не говоря уже о качестве дорожного строительства и ремонта, не развивается должными темпами, пропорционально росту количества автомашин. Дела здесь обстоят неважно. Если в 90-е годы в России ежегодно строилось б тысяч км дорог, то в «нулевые» темпы сократились примерно в 3 раза. В 2009 году мы построили дорог столько, сколько Китай за неделю, хотя его бюджет на эти цели был всего в два раза больше нашего.
К нашему стыду, Россия стала сегодня одной из немногих стран мира, в которой сокращается общая протяжённость дорожной сети. Если протяжённость магистралей с твёрдым покрытием федерального значения за 2005-2010 годы, по данным Росстата, несколько выросла – с 47,1 до 50,1 тыс. км (в среднем на 1 тыс. км в год), то протяжённость таких автодорог регионального и межмуниципального значения за этот период уменьшилась с 499 до 450 тыс. км.
Вдобавок, по данным Росавто-дора, сегодня имеется тенденция к снижению доли федеральных дорог с усовершенствованным покрытием, а доля федеральных дорог, которые соответствуют нормативным показателям по безопасности, составляет всего 60,4%. Другими словами, дороги разбиваются быстрее, чем их вводят в строй. Между тем, при вступлении России в ВТО к нам хлынут потоком большегрузные автомобили со всей Европы – что будет тогда с нашими дорогами?
То, что плохие дороги серьёзно тормозят развитие страны, понимают все, однако предлагаемые правительственными чиновниками меры по преодолению этой ситуации явно недостаточны. До 2020 года за счёт федерального бюджета в России планируется построить всего 18 тыс. км новых дорог. Эксперты же считают, что Россия должна строить ежегодно не менее 30 тыс. км дорог с гарантированной долговечностью, исключающей ремонт в течение 30-35 лет.
В Китае, например, к 2020 году будет введено в строй 1,1 млн км дорог. Почувствуйте, как говорится, разницу. Дело в том, что там к дорогам относятся как к важному инструменту укрепления государственности, поэтому им уделяют большое внимание. При этом в Китае, в отличие от нас, учитывают всё: темпы роста благосостояния граждан, увеличение числа машин и рост объёмов грузоперевозок.
Я убеждён, что, если мы действительно хотим иметь качественные дороги, то, в первую .очередь, нам необходимо покончить со сложившейся в стране порочной практикой, когда строят их одни, ремонтируют вторые, а отвечают за содержание третьи. В дорожном строительстве необходимо ввести договоры полного цикла: подрядчик должен обеспечивать не только строительство, но и ремонт, и эксплуатацию дорог. Такая форма соглашения повысит заинтересованность подрядчика в качестве работ, так как исправлять все огрехи и недоделки ему придётся за свой счёт.
Заслуживают внимания и предложения о привлечении в страну зарубежных компаний, имеющих опыт строительства магистралей в сложных климатических условиях. Те дороги, которые мы строим сегодня, обходятся нам до 4,8 млрд рублей за километр, то есть в 38 раз дороже, чем, например, в схожей с нами по климату Канаде. При этом наши намного худшего качества. Может быть, конкуренция на рынке дорожного строительства заставит российских строителей умерить свои аппетиты, подтолкнёт к необходимости учиться строить дороги быстро, качественно и недорого? Сегодня мы активно привлекаем ведущих мировых автогигантов к строительству автомобильных заводов в нашей стране. Почему бы нам аналогичным образом не поступить и в дорожном строительстве? От этого выиграют все. Страна огромная, а дорожная сеть не развита. Работы хватит всем, и на многие десятилетия вперёд.
Самое главное, мы наконец-то сумеем избавиться от извечной российской беды. Но сделать это надо как можно скорее.
уехавший из Ульяновска
воровать меньше надо …
В. Каменев
Все дело в “дураках”, которые сидят на наших дорогах. Вот что с ними делать? А делать что-то надо…