Развитие Ульяновска в ближайшем будущем стало одной из главных тем, поднятых на заседании президиума областного градостроительного совета на этой неделе.

По красной линии пройду

На совете обсуждался проект планировки Засвияжского района, составленный ООО «Симбирскпроект» по заказу мэрии. Планировка городских районов – это следующий этап в системе градостроительства после принятых у нас Генплана и Правил застройки города. Представляемые на совет планировки районов – это проекты, которые после нескольких обсуждений должны будут еще пройти общественные слушания и утверждение депутатами. Споров вокруг них ожидается немало, ведь в проектах определяются границы участков, которые можно приватизировать или нельзя, делится по назначению застройки городская территория. Особенно бурным должно оказаться обсуждение планировки центрального Ленинского района, в котором невероятно высока стоимость земли и возведенных на ней квадратных метров. Но и уже прошедшие обсуждения планировки Заволжского и Засвияжского районов позволили выявить целый ряд проблем в обозначении перспектив градостроительства в Ульяновске.

Как пояснил на обсуждении директор «Симбирскпроекта» Александр Капитонов, главная цель планировки района – нанести так называемые «красные линии». Это границы, отделяющие территорию улиц, проездов, магистралей и площадей от территорий, предназначенных под застройку, то есть делящие участки, которые могут быть отданы застройщику, и места общественного пользования, на них приватизация и строительство невозможны.

К нанесенным красным линиям у собравшихся на совет архитекторов возникло немало замечаний. Их «Симбирскпроект» рисовал в соответствии с Генпланом. Но, указывали многие, Генплан и нынешняя ситуация с застройкой города уже во многом разошлись. Так зачем наносить, к примеру, такие дороги, которые в реальности все равно никогда не появятся? Вопрос этот поднимался и при обсуждении планировки Заволжского района. Там, например, по Генплану через уже застроенный поселок Рыбацкий должно проходить шоссе. Но ни жители района, ни депутаты Гордумы, ни экологи эту идею не поддерживают.

Еще одно существенное замечание, высказанное на обсуждении, -это детализация проекта. Разработчики поделили город на участки по видам застройки – общественная, промышленная, жилая и так далее. А более конкретной проработкой на еще не освоенных участках не занимались. Это может привести к неблагоприятным последствиям, считают архитекторы. Застройщик, увидев, что целый кусок города отведен, допустим, под жилье, откажется возводить там социальные объекты или разбивать сквер и, по закону, будет прав, ведь он не отступит от территориальной планировки района.

Сверну в «Аргонику»

Сейчас на территории Засвияжского района, как сообщили на совете, выделено несколько новых зон застройки. Это улица Автозаводская, где вместо старых возводят новые дома, улица Невская, где предусмотрена усадебная и многоэтажная застройка, микрорайон УЗТС, микрорайон «Запад-1» – между улицами Ефремова и Московским шоссе – и микрорайон «Аргоника» – на бывших землях совхоза имени Матросова, что на северо-запад от поста ГАИ на Московском шоссе.

Интересно, что и в деле развития города и появлений новых районов городские власти не спешат руководить застройщиками, хотя вроде бы именно для этого и принимался Генплан, и принимаются проекты планировки районов. Так, например, площадка под «Аргонику» на представленном плане была размечена как предназначенная для общественной

застройки, то есть магазинов и прочего. Но, пояснила главный архитектор города Наталья Клейменова, если застройщикам удастся согласовать возведение жилых домов в этом месте, то проект планировки будет изменен.

Кроме замечаний по конкретным участкам, были высказаны на совете и глобальные замечания, касающиеся не только Засвияжского района, но и всего города. Архитектор Олег Владимиров, например, указал на то, что пора бы при проектировке дорог выделять место под велосипедные дорожки, которые городу необходимы. Если не начать решать проблему их отсутствия сейчас, то велосипедистам вряд ли в ближайшие десятилетия будет в нашем городе комфортно. Между тем этот вид транспорта приобретает все большую популярность. Еще одна важная проблема – необходимость создания так называемых «подцентров», то есть новых мест сосредоточения общественных заведений. Ведь пока большинство торговых и развлекательных заведений пытаются втиснуть в центр города. Почему бы в городских районах не создать свои подобные центры жизни? В Засвияжском районе в качестве подходящих примеров были названы та же «Аргоника» и территория у набережной Свияги, судьба которой пока остается нерешенной.

Лидия ПЕХТЕРЕВА