День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно четвёртого ноября, начиная с 2005 года. Эта праздничная дата появилась в России в память о событиях 1612 года. Именно тогда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически это праздник связан с окончанием Смутного времени в 17 веке.
Предыстория его такова. Идея сделать праздничным четвёртое ноября как день народного единства, была высказана членами Межрелигиозного совета России в сентябре 2004 года. Она была поддержана Комитетом по труду и социальным вопросам Госдумы РФ и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 23 ноября 2004 года на рассмотрение Госдумы был внесён законопроект о внесении поправок в Трудовой кодекс. Это отмена празднования седьмого ноября – годовщины Октябрьской революции, 12 декабря – Дня Конституции и установления нового праздника четвёртого ноября – Дня народного единства. 27 декабря этого же года проект был принят Госдумой в третьем чтении и стал законом.
А теперь обратимся к истории. Как повествует писатель Николай Иванович Костомаров в своей книге «Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрании царя Михаила» (основоположника императорской династии Романовых – авт.), после свержения царя Василия Шуйского, попавшего вскоре в польский плен, столицей стала править так называемая Семибоярщина. Наступили смутные времена неурядиц и самозванства. В 1610 году Семибоярщина впустила поляков в Москву, реальная власть оказалась в руках иноземного гарнизона. При этом поляки вели себя в столице как в завоёванном городе. Вопрос встал ребром: либо Семибоярщина и захватчики доведут страну до распада, либо заявят о себе патриоты, которые будут способны повести за собой народ на защиту Отечества.
Патриарх Гермоген через доверенных людей начал рассылать по городам грамоты с призывом подняться на освобождение Москвы. С февраля 1611 года к столице стали подтягиваться вооружённые отряды патриотов. Уже к середине марта образовалось многочисленное народное ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Трубецким и казацким атаманом Иваном Заруцким.
Сражение 19 марта было долгим, кровопролитным и завершилось не в пользу русских. Поляки подожгли Китай-город, что вынудило ополченцев отступить от стен Кремля. В бою особо отличился воевода Дмитрий Пожарский. Он получил несколько тяжёлых ран и был вывезен в Нижний Новгород. Именно там осенью 1611 года началось патриотическое движение, которое постепенно объединило большинство сословий в стремлении освободить Родину от интервентов.
По призыву нижегородского старосты Козьмы Минина стало формироваться новое ополчение. Во главе него встали сам Минин и князь Дмитрий Пожарский, которые направляли грамоты в другие города, призывая народ в ополчение. Такие действия разгневали поляков, но были одобрены Патриархом Гермогеном. Тогда оккупанты арестовали Патриарха и уморили его голодом.
Основные силы нового ополчения дошли до Москвы в августе 1612 года. Почти одновременно с ними к столице подошёл польско-литовский гетман Ян Ходкевич. Он намеревался снять осаду Кремля и доставить осаждённым продовольствие. Но его войска понесли тяжёлые потери и были вынуждены уйти восвояси. Эта победа ополченцев во-многом определила судьбу польско-литовского гарнизона в Кремле и Китай-городе.
И не только она. Важным в освободительном движении было духовное начало. При создании Мининым и Пожарским ополчения из Казани к войскам доставили явленную нерукотворную икону Казанской Божией Матери. Верные Отечеству москвитяне стали громче призывать русских к освобождению Москвы. «Здесь, – писали они в грамотах, – корень царства, здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображённая евангелистом Лукою». «Станем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы; – восклицал и Козьма Минин, – продадим жён и детей, но освободим Отечество!»
Отвлечёмся, однако, чтобы дать пояснение. Как свидетельствует история русской христианской Церкви того времени, в 1579 году в Казани девице Матроне явилась в видении Богоматерь, повелевая возвестить властям духовным и мирским, чтобы они вынули из земли икону. Это видение повторилось несколько раз и девица рассказала о нём своей матери, но та не придала ему значения. Видение повторилось с угрозой. Мать и дочь пошли к архиепископу и воеводам и объявили им о чудесных видениях. Власти им не поверили. Тогда сама мать начала копать на указанном месте, копали и другие и ничего не находили. Когда же стала копать девица, она скоро нашла икону Пречистой Богородицы с Предвечным младенцем. Икону с торжеством понесли в церковь и, по свидетельствам очевидцев, «ряд чудесных исцелений от неё излился по всей России».
Образ Казанской Богоматери был поставлен Дмитрием Пожарским в центре новой священной рати. Могло показаться, что последнее усилие второго ополчения к освобождению Отечества тоже окажется тщетным: войско не имело средств содержания, оружия, в воинах не было единодушия. Но когда все земные надежды стали быстро таять, небесная помощь обнаружилась в своей непререкаемой очевидности. Среди осаждённой Москвы, между врагами, в тяжком плену и ещё более тягчайшем недуге томился один из русских первосвятителей – Арсений. Среди полночной тишины его келья вдруг наполнилась необыкновенным светом и первосвятитель увидел перед собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал он болящему, – ваши и наши молитвы услышаны. Завтра Москва будет в руках осаждающих, Россия спасена».
Как бы в подтверждение пророчества, болящему старцу вдруг возвратилась крепость телесных сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству, воспламенила и наполнила непреодолимым мужеством. Ополченцы устремились на освобождение Кремля. Поляки ожесточённо сопротивлялись, но были сломлены и Кремль перешёл в руки русских.
В благодарность за небесное покровительство, воины совершили торжественное молебное шествие в возвращённую столицу. Изгнание врага из Москвы было объяснено именно заступлением Божией Матери «ради Казанской иконы Ея». Таким образом, четвёртое ноября стало праздником почитания чудотворного образа и памятью избавления Москвы от ненавистных ляхов. Словно исполняя волю славных предков, мы празднуем это событие как День народного единства и сопротивления смуте нынешних времён.
Виктор Никитин