Нищета жителей Ульяновска провоцирует все более острые конфликты, выходящие зачастую уже и за рамки чисто бытовых. В одном из прошлых номеров «СК» поднималась тема участившихся случаев невыдачи пассажирам трамваев билетов на проезд. Происходит это, так сказать, по обоюдному согласию сторон: кондуктор спрашивает, нужен ли человеку билет, человек отвечает, что не нужен, и кондуктор кладет билет себе в сумочку. Большинство не видит в этом ничего особенного, хотя речь идет о хищении кондуктором денег предприятия, на котором работает, – «Ульяновскэлектротранса» («УЭТ»). Это – воровство, мелкое, если смотреть по одному билету, который стоит в нашем городе 17 рублей. Сколько в сумочку уйдет за смену, неделю или месяц, никто не знает. На взгляд пассажира, нет никакой разницы, куда он денет билет – оставит в своем кармане, выбросит, выйдя из трамвая, или отдаст кондуктору. Клочок бумажки ведь, и ничего больше. Так к этому относятся, похоже, и кондукторы, спокойно оставляющие себе чужие билеты. И что, дескать, с того, что я этот, никому теперь не нужный клочок, потом продам другому пассажиру? На замечание нашего автора, что не выдавать билет незаконно, кондуктор из упомянутого выше материала разразилась потоком не просто ругани или хамства, а оскорблений, которые невозможно оказалось даже привести в тексте статьи. И это совершенно незнакомому человеку, при других пассажирах, с бейджиком на куртке, на котором указана фамилия кондуктора, и ведь сделавший замечание пассажир мог оказаться, скажем, сотрудником прокуратуры или следственного управления, а не журналистом… То есть эта женщина, что называется, потеряла страх, что, думаю, равноценно отчаянию, до которого довела ее жизнь. Согласно с этой точкой зрения и руководство «Ульяновскэлектротранса». Почти все кондукторы – пенсионеры с нищенской пенсией, получающие на этой каторжной работе нищенскую же зарплату – в пределах десяти тысяч рублей в месяц (это, кстати, к вопросу о средней зарплате по области в двадцать с лишним тысяч и тридцать с лишним – по России. И то и другое – фикция). Дополнительным «промыслом» с билетами грешат практически все кондукторы «УЭТ», признает его дирекция. Возможно, они уверены, что начальству все равно деваться некуда – молодые за десять тысяч работать не пойдут. Но факт остается фактом: это воровство. Воровство и у пассажиров, включая тех, кому билет выдается, и у «УЭТ», и у города в целом. Те, кто отказывается в пользу кондуктора от билета, могут быть, и чаще всего бывают, такими же нищими, как и кондуктор, и получается, что нищий, сидящий, к примеру, на одной зарплате в 10-12 тысяч рублей, жертвует, хоть тоже и нищему, но с пенсией, что уже ненормально. Кроме того, все повышения стоимости проезда оправдываются у нас, как правило, убыточностью трамваев. Кондукторский билетный промысел эту убыточность увеличивает, толкая власти на новые повышения стоимости проезда, что бьет по карману всех пассажиров без исключения. Это мелкое жульничество искажает еще и статистику по пассажиропотоку электротранспорта, который оказывается за счет уворованных билетов заниженным, и чем больше билетов будет уведено в тень, тем меньшее число пассажиров трамвая будет официально учтено, что корежит уже всю картину экономики городского хозяйства. Понятно, что главная причина всего вышеперечисленного – в ужасающей бедности населения Ульяновска, но это не повод ничего не делать в сфере упорядочения работы того же электротранспорта. Есть, однако, какая-то чисто ульяновская язва, которая не позволяет производить в нашем городе какие-либо усовершенствования в этой сфере. У нас не получается почему-то соблюдать, хотя бы как в Москве и за границей, очередь при посадке в трамвай, причем посадке через переднюю дверь, где на виду у водителя стоит билетная касса, и потому нет нужды в кондукторе^ а выходят пассажиры через среднюю и заднюю двери. Не получается эффективного учета движения денежных средств через пресловутую цифровизацию. Ничего почти не получается, кроме постоянных сетований на убыточность и попыток повысить цены на проезд. Но, может, все-таки проще сделать так, как в эстонском Таллине, о котором мы писали много раз. Там лет 12 уже проезд в электротранспорте бесплатный, что исключило расходы компаний на кондукторов, ревизоров, бухгалтеров, централизованный учет числа пассажиров и вырученных за их проезд средств, администрирование льгот, заказ и изготовление самих билетов и их продажу, содержание мест, где такая продажа осуществляется, кассиров, выплачивающих всей этой цепочке зарплату, инкассаторов и проч. Остается только оплата работы водителей, электроэнергии и ремонта трамваев. Экономия на упразднении связанных с билетами функций получается весьма существенной, а за счет увеличения при бесплатном проезде числа пассажиров, которые в поездках тратят деньги на магазины, кафе, кинотеатры, парикмахерские и тому подобное, получается прибавка в городской бюджет, из которого и финансируется трамвай. И в Таллине это окупается. Плюс реклама на вагонах и внутри них, как у нас в Ульяновске. По крайней мере, все это будет честнее и никого не будет провоцировать на обман и махинации. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Дима
В Таллине проезд в транспорте не бесплатный.
И вообще бесплатный проезд ведёт только к полному развалу электротранспорта. Примеры: Владивосток, Липецк и многие другие.
Если проезд бесплатный – кто будет платить водителям трамваев зарплату? Город? Никогда в жизни у города не будет денег на городской транспорт.