Постановлением правительства РФ от 14 февраля 2015 года №129 внесены изменения в порядок применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду, что должно ограничить аппетиты энергетиков и снизить плату за ГВС. Однако в региональном департаменте цен и тарифов уже заявили, что ничего менять не намерены, как минимум, до 2018 года.
Проблемы с горячей водой, напомним, возникли после выхода приказа Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 года №47 «Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», согласно которому ресурсникам было разрешено рассчитывать плату за ГВС по двухкомпонентному тарифу: отдельно за воду и за энергию, затраченную на ее нагрев.
Тепловики стали включать в «нагрев» все мыслимые и немыслимые «затраты» и выставлять потребителям счета, порой вдвое превышающие прежние. При этом стоимость горячей воды в двух одинаковых домах, расположенных по соседству, могла отличаться в разы.
Как выясняется, беспредел с ГВС происходит не только в Ульяновске. Министерство строительства и ЖКХ РФ оказалось заваленным жалобами граждан на бесконтрольное повышение платы за горячую воду и просто вынуждено было упорядочить процесс ценообразования.
Постановление правительства РФ от 14 февраля 2015 года №129 регулирует порядок применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с учетом компонента на холодную воду (теплоноситель) и компонента на тепловую энергию к объемам потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Постановлением также устанавливается порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Компонент на холодную воду (теплоноситель) рассчитывается исходя из тарифа на холодную воду, а значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов.
«В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной слуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению», – указано в документе.
При этом для установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения учитывается вид системы горячего водоснабжения (открытая или закрытая), а также конструктивные особенности дома, в том числе наличие полотенцесушителей. Такая дифференциация существует для определения объема тепловой энергии, необходимого для подогрева воды до температурных норм, предусмотренных законодательством о техническом регулировании.
Значение компонента на тепловую энергию на территории Ульяновской области должен определить департамент по регулированию цен и тарифов. Однако там поспешили заявить, что в отсутствие федеральной методики расчета нормативов на подогрев холодной воды на региональном уровне их утвердили в соответствии с Временной методикой расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение, еще в 2006 году. Насколько эти нормативы соответствуют новым требованиям и законны ли – неизвестно. Учитывая, что рассчитанная с их помощью плата за ГВС сегодня колеблется от 90 до 460 рублей за кубометр – вряд ли.
О новых подходах к расчету платы за горячую воду, к слову, говорила генеральный директор отраслевого аудиторского центра «Жилкомаудит» Ирина Маликова во время своего недавнего визита в Ульяновск. Она призвала министерство экономики области уже сейчас утвердить тариф на горячую воду в рублях за кубический метр для домов с закрытой системой теплоснабжения (где горячая вода и теплоноситель поступают в дом отдельно. – Ред.).
Представитель департамента ей возразила, что «в этом случае появятся выпадающие доходы».
– Никаких выпадающих доходов не будет, поскольку это объективный тариф, в который включаются все затраты энергетиков, а расчеты в цепочке «потребитель – управляющая организация – поставщик тепла» производятся не в гигакалориях, а в кубометрах горячей воды. Нынешняя же система (двухкомпонентный тариф. Ред.) придумана специально, чтобы запутать потребителей, – отметила Маликова. – Законодательство в сфере ЖКХ предусматривает платеж за ГВС именно на основании тарифа в рублях за кубический метр. Федеральный закон №261 обязывает потребителей устанавливать приборы учета расхода электро- и тепловой энергии, холодной и горячей воды. Но все, что касается тепловой энергии, относится только к отоплению, а в отношении ГВС цель – определить количество кубометров. Согласно 190-му Федеральному закону, в отношении тепловой энергии коммерческому учету подлежат ее количество и качество.
Так вот по отношению к горячей воде количество тепловой энергии – это ее качество. Наконец, есть Федеральный закон №416, в котором сказано: предметом договора на поставку коммунальных услуг является горячее водоснабжение – нет ни слова про «теплоснабжение» или подачу «тепловой энергии на цели ГВС».
По словам Маликовой, в Минстрое РФ близки к решению вновь вернуться к определению тарифа на горячую воду в рублях за кубометр слишком уж много проблем и недовольства порождает двухкомпонентная система: – Да, в нормативных актах министерства содержатся очень своеобразные формулировки. Про тариф на ГВС в рублях за «куб» сказано, что он «может быть» установлен на уровне регионов. Однако в личном разговоре представитель Федеральной службы по тарифам заявил: «Может быть – это значит обязан».
Дмитрий МИНАЕВ.
P.S. Вчера Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области сообщило о возбуждении двух дел в отношении ОАО «Волжская ТГК» Как рассказали в ведомстве, к ним поступили заявления от двух ЖСК – «Северное сияние» и «Новый» – на незаконные действия ОАО «Волжская ТГК». Теплогенерирующая компания якобы нарушила установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и рассчитывала плату за горячую воду в 2012 году на основании самовольно установленных, завышенных тарифов.
На основании заявлений Ульяновским УФАС России принято решение возбудить дело в отношении ОАО «Волжская ТГК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
– В соответствии с указанной нормой запрещаются действия, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения не установленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду, – сообщили в Ульяновском УФАС.