Анализ работы регионального Фонда модернизации ЖКХ за 2015 год выявил грубые нарушения жилищного законодательства, нецелевое расходование средств собственников и признаки коррупции при отборе исполнителей работ по капитальному ремонту жилых домов.

Фонд – вне закона
Работу регионального оператора по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов проанализировал директор НП СРО «Симбирский дом» (в нее входят большинство управляющих компаний региона) Григорий Николаев, являющийся членом попечительского совета Фонда. Полученными выводами он согласился поделиться с нашей редакцией.

Николаев выделил три группы “грубейших нарушений” в деятельности оператора: нарушения федерального и регионального жилищного законодательства; нецелевое расходование денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт; неэффективное расходование денежных средств, сформированных за счет взносов жителей домов на капитальный ремонт.

“С апреля 2013 года Фонд действовал в качестве «регионального оператора», не имея на то законных полномочий, – говорится в письме Григория Николаева на имя председателя попечительского совета Фонда, депутата Законодательного собрания области Геннадия Антонцева. – Согласно статье 167 Жилищного кодекса РФ, создание «регионального оператора» осуществляется на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ. Между тем, Фонд был создан в декабре 2012 года, а Закон Ульяновской области №108-ЗО, регулирующий вопросы создания регионального оператора, был принят только 5 июля 2013 года. Распоряжение Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области «О возложении обязанности регионального оператора по финансированию капитального ремонта на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области» №53-од было принято 5 апреля 2014 года, а облправительство приняло постановление №484-п «О наделении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области полномочиями регионального оператора» только 29 сентября 2015 года. При этом в Устав необходимые изменения не внесены до сих пор. Таким образом, с декабря 2014 года Фондом незаконно собрано с населения 661 миллион рублей и незаконно израсходовано 535 миллионов рублей”.

Дороже, чем в Москве
Согласно Уставу Фонда, региональный оператор без одобрения членов попечительского совета имеет право заключать сделки только на сумму, не превышающую 25 процентов от балансовой стоимости активов Фонда. По состоянию на 1 января 2015 года их стоимость составляла 53,757 миллиона рублей, приводятся данные в отчете, следовательно, согласованию с попсоветом подлежали сделки стоимостью свыше 13 миллионов рублей. Однако, указывает Николаев, руководством Фонда в 2015 году было заключено более 20 сделок на суммы, превышающие лимит, – общей стоимостью почти два миллиарда рублей.

Речь, в первую очередь, идет о заключении контракта на капитальный ремонт лифтов в Ульяновске на сумму более одного миллиарда рублей.

– Во-первых, решение было принято без согласования с попсоветом. Представленный директором Фонда протокол заседания совета о согласовании был сфальсифицирован и не признан ни одним из указанных в нем членов, – перечисляет нарушения Николаев. – Во-вторых, не был соблюден срок опубликования документации, не опубликован график выполнения работ, не заполнен календарный план их производства. В конкурсной документации отсутствовали также проекты и сметы на капитальный ремонт лифтового оборудования: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг; к их безопасности и функциональным характеристикам товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара и другие, что было установлено УФАС и прокуратурой Ульяновской области. В-третьих, в контракте заложены 600 лифтов, большая часть из которых работоспособна и не подлежит капитальному ремонту, за исключением двух лифтов, что не соответствует нормам ЖК РФ, Закону Ульяновской области №108-ЗО от 05.07.2013 года, постановлению правительства Ульяновской области от 19.02.2014года №51-П, указывающих, что капитальному ремонту подлежат лишь лифты, не пригодные к эксплуатации. В-четвертых, стоимость лифтов завышена на 60 процентов от рыночной стоимости, составляющей на 2015 год 1,2 миллиона рублей. Согласно контракту, стоимость замены одного лифта без ремонта шахты составляет два миллиона рублей, что превышает предельную стоимость замены лифта и ремонта лифтовой шахты, установленную в размере 1, 7 миллиона рублей постановлением правительства Ульяновской области от 19.02.2014 года 51-П в Приложении №3 к Региональной программе капитального ремонта. К слову, в Москве на 2016 год предельная стоимость замены лифта (в т.ч. ремонт шахты) в девятиэтажном доме утверждена в размере 1,48 миллиона рублей (постановление правительства Москвы №821-ПП от 1.12.2015 года).

Стоимость работ растет кратно
Вызывает вопросы и процедура проведения отбора подрядных организаций для выполнения ремонтных работ в жилых домах. Член попсовета считает подозрительным, что “в конкурсах “побеждают” практически одни и те же организации”: более 80 процентов лотов разыграно при наличием только одного участника. “Сроки выполнения работ по капитальному ремонту сорваны по большинству объектов, однако от фонда не инициировано ни одного иска к подрядчикам, – говорится в письме. – Пример: ООО «Атлант», которое было выбрано для выполнения работ на домах по улицам Металлистов, 20; Спортивная Площадь, 8; 9 мая, 12/5; 1-й Рабочий переулок, 12; 2-й Рабочий переулок, 4 и других. Срок окончания работ – сентябрь 2015 года. Однако до 1 октября фирма не преступала к работам. Впрочем, это не помешало ей в конце сентября стать «победителем» конкурса на выполнение капитальных работ на 2016 год на сумму более 40 миллионов рублей. Такая же ситуация – с ООО «Инженерные системы», которое стала «победителем» конкурса по выполнению работ в 2015 году в домах по улицам Калнина, 5, Советской Армии 5/14, Пионерской, 9, 1-ая Линия, 1 и другие. Сроки выполнения ремонта были сорваны , из-за чего отопление в дома пришло лишь в ноябре . Но, несмотря на эти нарушения, данная организация была допущена к очередному отбору и «выиграла» конкурс на 2016 год на выполнение работ сумму более 90 миллионов рублей”.

При проведения капремонта стоимость выполнения работ увеличивается кратно, без учета того, что стоимость работ рассчитывалась ранее исходя из размера минимального взноса на капитальный ремонт, утвержденной постановлением облправительства от 18.07.2013 №304-П, говорится в письме: “Пример: дом №5/14 по улице Советской Армии. В Плане реализации программы капитального ремонта сумма работ на ремонт системы отопления предусмотрена в размере 702,6 тысячи рублей. При проведении конкурса по отбору подрядной организации сумма была увеличена до 957 тысячи рублей. Однако при проведении работ Фондом согласован проект уже на сумму 2,8 миллиона рублей. Таким образом завышение стоимости работ только по одному дому составило 2,118 миллиона рублей”. В целом, согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капремонта оплата подрядным организациям из средств собственников предусмотрена в сумме не более 400 миллионов рублей, но фактически израсходовано 534,6 миллиона рублей.

Ремонтируют под снос?
В нарушение статьи 168 ЖК РФ в региональную программу капремонта были включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу: улица Радищева, 155, 157, 163, улица Новгородская, 10, улица Герасимова, 21, улица Локомотивная, 82, переулок Диспетчерский, 51, жильцов которых заставляют платить за капремонт, которого не будет.

Как и предполагалось, средства собственников, собираемые на капремонт, сгорают. По словам Николаева, Фонд заключал депозитные договоры с банками под процентную ставку не более 6,5 процента годовых, в то время, как официальная инфляция в 2015 году составила 12,9 процента (реальная – более 30 процентов). “Между тем, ряд кредитных организаций предлагали более выгодный процент для вложения денежных средств (от 10 процентов и выше). Таким образом, минимальные потери из-за неэффективной работе фонда по размещению денежных средств населения за 2015 год составили не менее 10 миллионов рублей”, – считает собеседник.

Многих нарушений и ошибок можно было бы избежать, будь деятельность Фонда открытой и подконтрольной общественности, однако, по словам Григория Николаева, все конкурсы и отборы проводятся практически в закрытом режиме и с узким кругом участников, без широкой огласки и какой-либо информации в СМИ. “Представители собственников не принимали участия ни в одном отборе (конкурсе), несмотря на то, что весь 2015 год капремонт выполнялся на 100 процентов на деньги собственников”, – говорит он.