В районах области кипят политические процессы. Советы депутатов перекраивают уставы муниципальных образований.

Губернатору разрешают отрешать от должности глав, а порядок их избрания меняют. Главы и депутаты добровольно уходят в отставку.

Все идет по плану

О плане облправительства по изменению в системе муниципального управления в регионе мы писали в прошлом году. Тогда этот документ, подписанный первым заместителем руководителя аппарата облправительства Виктором Корневым, после обсуждения в руководстве региона попал к журналистам. В нем содержались предложения усовершенствовать, с точки зрения областной власти, систему управления районами, городами и поселками.

В частности, ввести во всех муниципальных образованиях наем глав администраций по контракту, а глав образований выбирать не голосованием населения, а из числа депутатов голосованием самих же парламентариев. План наделал немало шума. Наибольшее внимание привлекло прописанное в нем предложение по вышеизложенному принципу изменить и систему управления Ульяновском, то есть лишить города избираемого всеобщим голосованием мэра. В преддверии все приближающегося срока выборов городского главы вокруг этой идеи развернулось немало споров. Но о реальных шагах в сторону реализации «плана Корнева», как его окрестили противники, в Ульяновске слышно не было.

Зато в муниципальных образованиях под шумок его пункты начали реализовываться полным ходом.

Кульбиты с кадрами

Если оценить количество изменений в уставы районов и поселений, внесенных за последнее время, можно подумать, что в районах случился массовый приход новой власти, которая меняет существовавшее до нее законодательство под себя. Но если разобраться в сути этих изменений, станет понятно, что происходит другое: областные власти, хоть и не имеющие законных прав на вмешательство в дела местного самоуправления, проводят укрепление властной вертикали до самого низа.

Изменения в уставы районов и поселений, принимающиеся в разных местах, происходят в одно и то же время. А новые формулировки, вносящиеся в главные документы разных муниципальных образований, не различаются ни на букву.

«В целях проведения Устава муниципального образования Н-ский район (Н-ское поселение) Ульяновской области в соответствии с действующим законодательством…» – значится в начале таких решений районных и поселковых Советов депутатов.

Далее идут изменения и дополнения.

В большинстве районов система выбора глав из депутатов и принятия глав администраций на работу по контракту действовала еще до появления «плана Корнева», и там теперь прописывают исполнение полномочий главы на непостоянной основе, то есть без зарплаты. Заодно и члены Советов депутатов переходят на непостоянную основу работы.

Но главы муниципальных образований после таких изменений без зарплаты не остаются. Они пишут заявления об отставке по собственному желанию и увольняются. Через время, в соответствии с планом облправительства, бывший глава района занимает контрактную должность главы администрации района, начинает получать зарплату и обиды ни на кого не держит.

Забавно по этому случаю было найти в официальной газете Мелекесского района рядом несколько сообщений о кадровых перестановках. Сначала там стоит решение об отставке по собственному желанию и уходе из состава районного Совета депутатов главы района Владимира Тигина, подписанное им же. Затем читаем решение о назначении Тигина на должность главы администрации района, подписанное опять-таки им самим. Завершает кадровый кульбит решение об избрании на должность главы района депутата районного Совета Владимира Ершова, подписанное самим избранником.

Зарплаты нет, а компенсация есть Депутаты Советов тоже в обиде не остаются.

Например, в Тереньгульском районе недавно были приняты поправки, прописывающие меры вознаграждения парламентариям. По окончании срока работы или при добровольной отставке народным избранникам полагается денежное вознаграждение за каждый год работы депутатом, при выходе на пенсию – тоже вознаграждение, и на время поисков новой работы – денежное пособие.

Правда, такая малина для депутатов, трудящихся на постоянной основе. А, как упоминалось выше, в уставах сейчас прописывается непостоянная основа работы для парламентариев. Оказывается, и на этот случай найдется денежное поощрение. Депутатам на непостоянной основе в Тереньгульском районе прописали денежную компенсацию на период освобождения от работы для исполнения своих полномочий.

Размер компенсации отдельным решением должны определить сами же парламентарии.

Дали право губернатору В Советах поселений, а не районов, работа также идет бурная. Изменениями в Устав, написанными будто под копирку, тоже вводятся непостоянная основа работы для парламентариев, избрание глав из депутатов и контрактные отношения с главами администраций. «Предложение «Муниципальные выборы главы поселения проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по единому избирательному округу» исключить… изложить в следующей редакции: «Глава поселения избирается тайным голосованием Совета депутатов поселения на первом заседании из своего состава на весь срок его полномочий и исполняет свои полномочия на непостоянной основе», – значится в решениях Советов депутатов Анненковского поселения Майнского района, Красногуляевского поселения Сенгилеевского района и других.

В этих решениях значится и другая любопытная норма. Губернатор в нескольких случаях может выступать с инициативой отрешения от должности глав муниципальных образований и глав администраций.

Согласно документам, «глава поселения и глава администрации могут быть отрешены от должности губернатором Ульяновской области в случае», если они издали нормативный правовой акт, противоречащий Конституции, федеральным или областным законам, совершили действия, влекущие нарушение прав и свобод человека, угрозу безопасности России или нецелевое расходование субвенций из федерального или областного бюджета.

Лидия ПЕХТЕРЕВА.