Он открывается 8 января.
Фестиваль организован и проводится приходом Арских храмов совместно министерствами образования, труда и социального развития, внутренней политики Ульяновской области¸ областным Семейным советом, региональным отделением «Российская семья» на базе областного духовно-патриотического центра «Арское».
В этой связи позволю себе вернуться к моей встрече с настоятелем храмового комплекса протоиереем Алексием Кормишиным. Уверен, что слова священнослужителя не только не потеряли своей значимости, они стали ещё более актуальными.
-Отец Алексий, несколько поколений людей в нашей стране прожили при богоборческом строе. Многие из них были свидетелями, а то и участниками поругания, разрушения и осквернения храмов. Но времена изменились. Святыни восстанавливаются и у каждого есть возможность вложить в богоугодные дела хотя бы толику своего труда. Возрождается к жизни и ваш храмовый комплекс. Многие ли сельчане спешат стать причастниками его строительства и восстановления?
-Их могло быть больше. Очень сложным путём идут люди к храму. Они поначалу могут не понимать и не уважать священника. Но со временем, видя его труды во их же благо, замечая зримые результаты, меняют своё отношение к церкви и священнослужителям.
-Почему так происходит, что люди, не вложившие даже малой доли своего труда в возрождение храмов и монастырей, в лучшем случае смотрят на их восстановление пустым взором, в худшем – препятствуют делу Божию?
-Сказывается воспитание, в котором отсутствуют духовность и душевность. Жизнь, в которой не было зазорным быть дремучим, вечно просящим, формирует у людей искажённые представления. Когда они видят, что у священника что-то получается, а у них – нет, начинают завидовать, злобствовать, пытаются выровнять всё и всех под себя. Возникают противоречия, устранять которые – длительная и большая работа. Очень много сейчас извращённых представлений о жизни, корни которых уходят в десятилетия назад. Нет уважения к себе, Родине, церкви. Люди относятся к православной вере как к чему-то постороннему. Должно, наверное, пройти много времени, чтобы каждый осознал, что в отношении России понятие «самая пьющая и самая ворующая страна» есть ложь. И что каждый крещёный человек просто обязан быть членом Церкви, воином Христовым.
-Сегодня вовсе не редкость такая ситуация. Жил человек сам по себе, далёк был от веры. А когда солнце жизни покатилось к закату, осознал, что он православный, пришло желание поработать на Церковь. Только вот ведь беда, опоздал он, нет у него уже ни сил, ни здоровья. Получается, что принёс он Спасителю лишь свои немощи. Как здесь быть?
-К великому сожалению, очень часто бывает так, что у человека поздно открываются глаза. Таким людям я советую хотя бы почаще ходить в храм, общаться с батюшкой. Потому, прежде всего, что в каждом случае священник общается с конкретным человеком, знает его немощи и болезни. Он видит, например, что кому-то противопоказано работать физически, кто-то преследует свои тайные цели и замыслы … А чтобы не пить чашу сожалений и горечи, желательно делать всё вовремя. Если человек воцерковлён, он свои отношения с людьми начинает строить по-новому и способен делать много больше, чем это было раньше. Примеров тому множество.
Священнослужители, которые не делают ставку на молодёжь, рискуют в скором времени растерять своих прихожан, оставить народ без духовной поддержки. Это будет большая беда.
Главное – стержень во всём должен быть. Тогда мы выживем. Это будет. Я в это верю. Нужно только время.
-А есть ли оно у нас? Вокруг столько поруганных и порушенных святынь. Сколько им ещё так стоять, взывая к нашей совести и участию?
-Время покажет, кто будет заниматься их восстановлением. Для этого нужны истинные подвижники православия, готовые отречься от всего мирского. Их очень мало. Не надо забывать и тот факт, что священников в наших епархиях гораздо меньше, чем подлежащих восстановлению храмов. И потом, в одиночку священник не может что-либо сделать. Такое возможно только с участием людей, которые ему полностью доверяют. Не будем забывать, что мало восстановить храм, надо вложить в него душу, ведь он восстанавливается для спасения душ человеческих. Это самая главная задача. Храм должен быть живым. Руководители Церкви у нас люди мудрые. Благословят они на восстановление того или иного храма – и тот обязательно будет восстановлен.
-Отец Алексий, мы много говорим о строительстве и восстановлении храмов. Но по России миллионы брошенных детей, забытых стариков, инвалидов, остающихся без всякой помощи. Им трудно, если, вообще, возможно прийти в храм, тем более, оказать ему помощь, когда сами немощны. Они, можно предполагать, думают больше о хлебе насущном, чтобы выжить, а не о Боге и спасении собственной души. Хотя так быть не должно.
Нельзя отрицать и тот факт, что строительство и восстановление храмов явно отстаёт от распада общества, в котором всё больше царит бездуховность, не остаётся места милосердию, между бедными и богатыми – бездонная пропасть, а человеческая жизнь обесценилась.
Что в этих условиях, помимо строительства и восстановления храмов, может сделать Православная Церковь, чтобы слово «Соборность» вновь облеклось в плоть и кровь и получило свой истинный смысл?
-Очень важно понять, кто мы такие, разобраться в понятии «русский народ». Не менее важно разобраться в роли Русской Православной Церкви в жизни нашей страны, истории государства Российского. До князя Владимира на огромной территории были разрозненные русские племена с их языческими обычаями, культами, божками и божествами. Это было время постоянных войн и внутренних междоусобиц. С князем Владимиром пришла христианская Вера с её любовью, терпимостью, взаимопониманием, объединяющая племена и народы во имя единого Бога, когда добро порождает добро, а малое порождает великое. В этом значение Православной Церкви и оно от неё никуда не ушло. Проходят эпохи, меняются времена, но Церковь остаётся неизменной, недаром в переводе на русский язык она означает объединение людей, родных по духу и вере.
Нам надо осознать, что христиане – единый организм. Только тогда мы встанем на ноги, и никакие силы нас не разъединят и не одолеют.
Виктор Никитин