В стране в очередной раз объявлен бой пьянству. Чиновники на местах в угоду моде увлеклись агрессивными антиалкогольными кампаниями. Первая волна по превращению кабаков в магазины игрушек прокатилась по Казани. Чуть позже эстафету подхватил Киров, В Ульяновске же традиционно подошли к решению задачи нестандартно. Каковы успехи?

ОДНИ ЗАПРЕТЫ
Напомним, в 2008 году наш регион одним из первых ввел у себя временные рамки продажи в розницу спиртного крепче 15% с 23 часов вечера до 8 утра. В 2011 году нас поддержали на федеральном уровне. Мы же на радостях пошли дальше и ужесточили ограничения, сократив временные рамки реализации крепкого алкоголя с 20 часов вечера до 8 утра, а за пивом оставив время X – 23 часа. Затем, немного подумав, ввели новое табу и все, что выше 15% крепости, перестали продавать по определённым праздничным дням, например, в дни последних звонков в школах, в День знаний и другие. Все эти ограничения породили в итоге самую суровую меру – полный запрет продажи крепкого алкоголя в выходные дни.

Потом было принято еще несколько серьёзных мер. В частности, в 2014 году на федеральном уровне введен запрет на продажу любого спиртного в киосках, что привело к их массовому закрытию и увольнению людей. В тот же год был наложено региональное вето на реализацию алкоэнергетиков.

Но, несмотря на все санкции ульяновских властей в отношении алкоголя, темпы оздоровления населения не столь резвы, как планировалось – по стране по уровню алкоголизации занимаем 57 место из 85. За годы антиалкогольной компании в среднем удалось в области сократить потребление спиртного на душу населения лишь на один литр – с семи до шести, при критических показателях 8 литров на нос. Более того, мы вынуждены забить тревогу: зафиксирован рост отравлений суррогатом.

САГА О “ФАНФУРИКАХ”
Первыми на волю из-под пресса вырвались легкодоступные “фанфурики” и “перчики” по цене от 20 до 50 рублей за штуку. В последние семь лет они буквально заполонили уличные киоски, заняв нишу, которая освободилась после введения запрета на торговлю пивом и слабоалкогольной продукцией. Продаются они и в аптеках.

Более того, ульяновские аптекари не скрывают, что “фанфурики” вечерами приносят основную прибыль – готовясь к наплыву клиентов.

В итоге мы имеем статистику: 45 тысяч отравлений со смертельным исходом ежегодно по стране и 350 по области.

Есть над чем задуматься. И задумались. Весной этого года ульяновские чиновники совместно с областными депутатами подготовили письмо президенту РФ с просьбой ввести ограничения на производство всей этой мелкой алкогольной братии. Однако народ расценил это как пафосный пшик.

“ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ”
А тем временем на арену вышли рюмочные. В результате на момент первых алкогольных запретов в городе официально действовало 150 лицензированных рюмочных. Сегодня же их насчитывается не менее 350. А по факту работает более 2700! Это по одной “горячей точке” на 478 жителей, включая женщин, детей и стариков! Хотя, признаться, точной статистики действующих рюмочных найти нам так и не удалось. Официальные данные разнятся. Всю весну с поля боя поступали сведения о “захвате”, “закрытии” и реструктуризации рюмочных. Даже региональный закон приняли, который должен был по плану ужесточить их существование. А именно, легитимная рюмочная обязана иметь площадь 50 кв. м, 26 посадочных мест, туалет и место для приготовления закуски.

Хотя чиновники продолжают утверждать, что всплеска роста рюмочных у нас нет. Власть соглашается с населением, мол, бороться с алкоголизацией надо, и предлагает на полном серьёзе запретить продажу спиртного теперь еще и по пятницам. Поговаривают, что введут на федеральном уровне с 2019 года закон, увеличивающий штрафы за суррогат.

Какой толк от запретов, если в том же магазине сегодня нельзя купить хлеб, не пройдя мимо полок со спиртным! Знаменитый российский профессор Владимир Жданов еще в начале антиалкогольной эпопеи сказал: “В России борьба с пьянством – безумное и бессмысленное занятие! Бороться надо за трезвость!”.

Мария КЛИМОВА