Василий ГОРОДОВИКОВ
Приближающаяся предвыборная страда рождает все больше партийных инициатив и предложений, которые изначально либо не выполнимы, либо вообще бесполезны.
В начале октября руководство сети госаптек Ульяновска (а работа госаптек, как известно, контролируется правящей партией) заявило о своем отказе продавать спиртосодержащие настойки во флаконах объемом 100 миллилитров. На первый взгляд это звучит, как серьезное заявление. Ведь аптечное спиртосодержащее пойло содержит столько спирта, что его вполне может хватить для обеспечения 7-10% потребности алкогольного рынка. Но окажет ли столь громкое заявление хоть какое-то влияние на захлестнувшую нашу область алкогольную волну?
Отказ от продажи стомиллилитровых флаконов далеко не первая акция ульяновских властей в чреде их безрезультатных попыток обуздать алкогольное безумие. Еще несколько лет тому назад в Ульяновской области был введен запрет на продажу алкоголя с 22.00 до 8 часов утра. Было запрещено продавать алкоголь в День знаний, в День независимости России и в другие праздничные дни. С 22 мая 2011 года для предприятий торговли было введено ограничение розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 15 градусов в выходные дни.
О действительной эффективности этих мер говорят данные Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области. За период с 31 декабря 2009 года по 30 сентября 2010 года, когда еще не было запрета на продажу спиртного в выходные, в Ульяновской области было зарегистрировано 795 случаев отравлений фальшивым алкоголем. Из них 272 закончились летальным исходом. За период с 29 декабря 2010 года по 28 сентября 2011 года, когда все запреты были в действии, в области отравилось алкогольной продукцией меньшее количество людей — 736 человек. Зато выросло число отравлений с летальным исходом — 280 случаев.
Возросшую активность подпольной торговли спиртным подтверждают данные УВД по Ульяновской области. В течение этого года изъято более 300 тонн подобной алкогольной продукции, составлено почти 1,5 тыс. административных протоколов, что в 3 раза превышает прошлогодний показатель.
Госаптекари заявили об отказе продавать настойки в стомиллилитровых флаконах. Однако об отказе от продажи спиртосодержащих настоек во флаконах емкостью в 25 мл. они речи не ведут. Впрочем, как и об отказе от продажи чистого спирта, разлитого в стомиллилитровые флаконы. Да и незачем им отказываться от его продажи, поскольку до витрин госаптек такой спирт вообще не доходит. Он весь расходится «по блату». И потом, что помешает жаждущему «перчика» или настойки боярышника взять не один стомиллилитровый, а четыре флакона по 25 миллилитров? К тому же, в Ульяновске имеется довольно развитая сеть частных аптек, владельцы которых не заявляли о подобных запретах.
Другой источник пополнения рынка суррогатов — всевозможные лосьоны, которые можно купить в любом парфюмерном магазине. Поскольку данная продукция включена в разряд парфюмерно-косметической, на ее реализацию не распространяется действие федерального закона «О государственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Привнесли свой вклад в спаивание населения и столь любимые сейчас у нас инвесторы. На территории бывшего радиолампового завода кипит самарское производство по розливу спирта и всевозможных «перчиков» именно в стомиллилитровые флаконы, которые здесь же и производятся. Объемы выпускаемого здесь пойла – тайна за семью печатями.
Так что инициатива ульяновских государственных аптекарей есть ни что иное, как очередная предвыборная «буря во флаконе». Борцы с «зеленым змием» борются не с причинами, порождающими пьянство и алкоголизм, а с самим алкоголем. Между тем, эти причины давно и хорошо известны. Главная из них — низкий уровень жизни большей части населения.