Еще в июне областное законодательство пополнилось нормами, предусматривающими наказание за размещение автотранспортных средств на газонах, некоторых других зеленых территориях, а также на детских и спортивных площадках. Но вот прошло уже три месяца, а статья 4-3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях (КоАП УО) практически не работает. В Ульяновске многие газоны возле домов по ночам (и не только) по-прежнему забиты машинами. Дело оказалось не в слабости новой статьи Кодекса, а в том, что за незаконную стоянку просто… некому взимать штраф. Ситуацию попытались изменить на внеочередном заседании Законодательного Собрания, состоявшемся 6 октября.

Напомним, в свое время штраф за стоянку машин на газонах и т.п. не прижился в Ульяновской области, потому что в законе не было четко прописано понятие газона и прочих запретных для автомобилей мест. Готовя в начале лета 2015 года введение статьи 4-3 Кодекса, разработчики учли эти ошибки и постарались дать подробное описание всему. Под газоном в настоящей статье понимается участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением или обозначением искусственного происхождения, а поверхность покрыта травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначена для озеленения. Под детской площадкой – участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением или обозначением искусственного происхождения, а на поверхности расположены объекты, предназначенные для игр детей (горки, карусели, качели, песочницы и (или) иные подобные объекты). Под спортивной площадкой – участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением или обозначением искусственного происхождения, а на поверхности расположены объекты, предназначенные для занятий физической культурой и спортом (баскетбольные щиты, брусья, гимнастические стенки, турники и (или) иные подобные объекты). Наверное, описание не получилось идеальным. Зачастую на наших газонах бордюрный камень разбит, не видно никакого ограждения вообще или, наоборот, напрочь уничтожена вся растительность. Являются ли такие места недозволенными для стоянки? Тем не менее начать наведение порядка во дворах и на улицах, страдающих от тотального засилья поставленных где попало автомобилей, законопроект позволял.

В итоге на июньском заседании ЗС КоАП УО был дополнен статьей 4-3, предусматривающей административную ответственность за размещение механического транспортного средства (прицепа к нему) на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера, находящейся за пределами обустроенной или приспособленной и используемой для движения людей и (или) транспортных средств полосы земли или поверхности искусственного сооружения, если это действие не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих объектов или территорий, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения и не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Принятие такой нормы объяснялось необходимостью обеспечить общественный порядок, охрану жизни и здоровья людей, их правом на нормальную окружающую среду и просто здравым смыслом. Ведь даже если машину около дома ставить некуда, это не повод загонять ее на детскую площадку.

Предполагалось, что административные протоколы о размещении машин в зонах, предусмотренных статьей 4-3, будут составлять сотрудники органов внутренних дел – по соглашению с правительством Ульяновской области. Однако уже осень на дворе, а это соглашение так и не воплотилось в реальность. У полицейских не находится ресурсов, чтобы заниматься оставленными на газонах автомобилями. А без предупреждений и штрафов ни один автовладелец с насиженного места не сдвинулся.

Поэтому решено было расширить круг лиц, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся размещения транспортного средства на газоне, детской или спортивной площадке, а также в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера. Теперь эти протоколы могут составлять должностные лица (их перечень определен) органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Порядок действий следующий: нарушение фиксируется уполномоченным должностным лицом, данные сообщаются в административную комиссию, затем – в ГИБДД. Поправки в соответствующие областные законы были приняты на внеочередном заседании Законодательного Собрания 6 октября.

Может быть, работники районных и городских администраций, взявшись за дело, помогут убрать автомобили с газонов? Для представителей местного самоуправления даже обещано провести специальный методический семинар на эту тему, а вопрос борьбы с нарушителями вы- нести на профильную комиссию областной Межпарламентской ассамблеи. Напомним, статья 4-3 КоАП УО предусматривает в виде наказания за неправильно поставленный автомобиль предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 30000 рублей. За повторное подобное нарушение граждане могут быть оштрафованы на сумму от 3000 до 5000 рублей; должностные лица – от 15000 до 30000 рублей; юридические лица – от 70000 до 100000 рублей.

Хотя следом возникает еще один вопрос: если машины все-таки удастся сдвинуть с газонов, то куда? Законных мест для стоянки в регионе по-прежнему не хватает.

Виктор ГОНЧАРОВ