«Тотьма – один из древнейших городов России. По сохранившимся летописям, он ровно на 10 лет старше Москвы! Город знаменит еще и тем, что здесь родился и вырос авантюрист-пассионарий и одновременно купец-первооткрыватель американских земель Иван Кусков.» От ведущего. Автор интересных публикация, писатель и краевед Сергей Воронин прислал интересное предложение. Цитирую: «Жан Бареевич! Я хочу внести предложение. Может, не надо постоянно печатать в Глаголе обширный материал того или иного поэта. Может, имеет смысл ввести рубрику “Одно стихотворение с историей”. Я предлагаю такое…» Предложение показалось мне заманчивым и весьма оригинальным. На самлм деле – ведь не зря же еще Ахматова как-то молвила “О, если б знали из какого сора растут стихи не ведая стыда..” Ну, допустим она имела ввиду что стихи растут не только от лопухов и золы… Но то что почти каждое стихотворение имеет изначально некую прозаическую (выражусь так) «платформу» – это факт. Вот и поробуем сегодня … Ж.М. ***** Сергей Воронин. . Горькая награда… русская судьба.. ….Малоприметный городок Тотьма в Вологодской области. Рядышком стоят две тотемские церкви. Одна – высоченная и нарядная, похожая на торт с воткнутым в него свечками – это церковь Входа Господня в Иерусалим. А рядом с ней маленькая одноэтажная без куполов и колокольни, похожая со стороны то ли на деревенский жалкий магазин, то ли на склад – церковь Рождества Иоанна Предтечи (1738 — 1740 гг.), которая, судя по всему, не используется никак… Стихотворение ими навеяно такое… СУхона ты речка, в Тотьме городишке, В Вологодской области в северном краю Храм стоит прекрасный — Вход Ирусалимский! Вот бы в этом месте закончить жизнь свою!.. Рядом с дивным храмом – низкая церквушка Рождества Предтечи – белая изба. Милая Россия… древняя старушка… Горькая награда… мачеха-судьба… Сухона ты речка… где в нее впадает Тихая речушка Пёсия Деньга. Нет царя над вами! Нет для вас закона! Вы и есть – Россия! Вам весь мир – слуга! Храм Входа Господня в Иерусалим требует особого рассказа. В таком маленьком городке Тотьма и вдруг такой дивный по красоте и гордой величавости храм, который напоминает скорее французский средневековый зАмок! И такое чудо отнюдь не случайно. Тотьма – один из древнейших городов России. По сохранившимся летописям, он ровно на 10 лет старше Москвы! Название Тотьма происходит, вероятнее всего, от финноугорских корней (в языке народа коми «тод» — это «сырое место, поросшее елями и кустарниками», «-ма» – «земля»). Однако в городе активно бытуют различные и очень красивые топонимические легенды, объясняющие другое происхождение названия. Одна из них гласит о том, что то ли Иван Грозный, то ли Петр Первый в свой приезд в Тотьму сказал: «То не город — то тьма». Другая легенда гласит, что «Тотьма» переводится как «город, колдующий воду»: что якобы объясняется тем, что река Сухона (ударение на первый слог) два раза в год меняет направление своего течения (так как берёт начало в Кубенском озере. И когда в половодье уровень воды в реке выше, чем в озере, в верховьях реки направление течения меняется на противоположное и какое-то время река течёт в сторону озера, из которого вытекает). Тотьма была основана на месте впадения в реку Сухону маленькой реки со странным названием Пёсья Деньга. Народ придумал красивую легенду и на этот счет: что некогда здесь жили очень богатые люди, у которых даже собаки имели деньги! Другая легенда гласит, что тяжелая карета опять же Ивана Грозного во время переезда через Сухону вброд вдруг застряла. И вытаскивать ее собрались все окрестные мужики. Царь за труды потом щедро лично одарил каждого из них деньгами. Но у одного мужика монета вдруг упала в воду. Мужик был зажиточный и даже не стал ее искать и только весело сказал: “Ну и пёс с ней! Зато на царя поглядел!” На самом деле название реки имеет всё те же финно-угорские корни. Соседняя с Пёсьей Деньгой речка называется чуть короче и проще – Еденьга. В переводе с финно-угорского это и означает – просто “река”. Интересно и то, что в моей Ульяновской области близ Волги протекает река с названием Беденьга. На ней стоят два больших села: Беденьга – в нем живут главным образом татары, и село Русская Беденьга. И в нашем краю считается, что Беденьга – слово по происхождению именно татарское, потому что нам, русским, непонятное. Рядом с этими Беденьгами имеется село Ундоры. И оно переводится с татарского как “Десять родников”. В Ундорах действительно выходят из окрестных холмов несколько ручьев, вода которых такая же целебная, как вода “нафтуси” на Кавказе, и сюда приезжают лечиться ею люди из разных соседних областей.
Однако продолжу рассказ про Тотьму. Город знаменит еще и тем, что здесь родился и вырос авантюрист-пассионарий и одновременно купец-первооткрыватель американских земель Иван Кусков. В молодости он повел неудачный бизнес, от долгов сбежал из города, нанялся в Русско-Американскую торговую компанию, плавал в САСШ (Северо-американские Соединенные Штаты – так тогда назывались США). Активно осваивал Аляску и юг Америки. И там стал основателем знаменитого форта Росс в Калифорнии. В массовой культуре благодаря мюзиклу «Юнона и Авось» осталось только имя Николая Резанова. А то, что в основе всего предприятия были в широком смысле вологодские купцы и мещане (не только тотемские, но ещё устюжские и каргопольские), остаётся как то за кадром. Знаменитый Иван Кусков основную часть своей жизни провел именно в Америке, нажил там не только денег, но так же еще и девушку – прямо как один из героев «Земли Санникова». Однако под конец жизни Кусков почему-то и зачем-то вернулся в свою Тотьму, где начал судиться с городом, чтобы восстановить некогда утраченное им тотьминское и вообще русское гражданство… Сегодня в городе Ивану Кускову открыт музей. Он расположен в доме, где жил Кусков уже после возвращения. Там же во дворе стоит памятник Кускову. Кстати, сотрудники музея очень гордятся связями с Америкой, где, вроде бы восстановлен дом Кускова. У них есть и подарки от индейцев, чтущих память своего русского покровителя и защитника. Нынешние благодарные потомки тех самых индейцев неоднократно приезжали в Тотьму и возлагали цветы к памятнику русского землепроходца. Говоря о русской Америке, нельзя не упомянуть и об английской Америке. Колумб открыл новый свет в 1492 г. И на запад через океан в поисках золота ринулись сотни тысяч людей. Сначала это были в основном испанцы и португальцы, которые искали мистическую страну Эльдорадо. Когда же поток золота иссяк, то в Америку через столетия хлынули уже толпы нищих французов, англичан, шотландцев, ирландцев, немцев и прочих. Эти новым поселенцам нужна была в первую очередь плодородная земля, т.к. в Европе они страдали от малоземелья и в неурожайные годы массово гибли от голода. Западноевропейцы люто ненавидели коренное население – индейцев”! Видели в них никак не союзников, а только конкурентов и поэтому истребляли их самыми жестокими способами. Десятилетиями воевали с ними, натравливали племена аборигенов друг на друга, сгоняли их с плодородных земель в пустынные резервации, где не было никаких условий для жизни, бесплатно раздавали им одеяла, в которых до этого в лазаретах кутались заболевшие чумой, тифом или оспой. И таким образом эпидемии неизлечимых болезней перекидывались уже на индейцев. И что интересно, именно в это же самое время, при Иване Грозном, в сторону Америки стали массово двигаться и русские люди – но только не через океан, а в противоположном направлении – через Сибирь и Дальний восток. Но русские искали вовсе не земли под хлебные поля – они добывали шкуры норок, песцов и в первую очередь соболей, которые для охотников стоили буквально копейки, но вот на парижских аукционах за них платили уже золотом! Конечно же, русские сталкивались с многочисленным местным населением и не всегда с ними договаривались мирно. Но Ивану Грозному хватало тяжелейших войн в европейской части России, ему не нужно было народных восстаний еще и на новых территориях, на востоке, так что он рассылал сибирским казакам и русским землепроходцам указы, в которых требовал никаких войн с аборигенами не чинить, стараться находить с ними общие интересы, православие им насильно не навязывать, милостиво разрешал соблюдать по их желанию свои местные языческие обычаи и облагал тамошних крестьян, оленеводов, рыбаков, охотников и прочих весьма малыми налогами (ясаками), а то и вовсе освобождал от них. Таким образом вся Сибирь и Дальний восток вошли в состав России в целом мирно, без крупных войн. Точно так же повели себя русские и в Америке – на Аляске и в Калифорнии. Ну и напоследок не могу не возвратиться к моей любимой теме – к этимологии и топонимики (происхождению названий географических пунктов). Дело в том, что помимо далекой от нас Тотьмы в Вологодском крае – совсем рядом с нами, в Мордовии, есть поселок с похожим названием – Потьма. И эта самая Потьма переводится с мордовского почти так же, как и Тотьма – “глухой лес” или даже “дно болота”. Такая схожесть названий отдаленных друг от друга селений объясняется очень просто. До прихода в муромские, марийские и поволжские края славян, которые с киевских земель бежали сюда от монгольского нашествия, здесь жили многочисленные финноугорские (мордовские) племена. От них и остались столь привычные нам сегодня названия: Москва (от “масы кува”, т.е. “красивое место”), Кремль (от “кемля” – пологий склон с холма к реке), Рязань (“земля мордовского народа эрзя”), Волга ( от “ра волгай” – “большая вода”), Арзамас (от “эрзя мастор” – “родина эрзи”), Пенза ( “рябина”), Инза (от “инзей” – “малина”), а также непереводимые на русский язык чисто мордовские названия городов Муром, Ростов, озеро Неро и десятки тысяч других. Интересно, что даже знаменитый русский мат имеет именно мордовские корни и смачные нынешние ругательства означают на эрзянском всего лишь “дупло” и “змея”. Знаменательно также и то, что эрзяне во множественном числе называют себя РАСЬКЕ. Не отсюда ли потом возникло слово РУССКИИЕ??
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Диана
Занимательно и познавательно. Пища для ума. Если не вдаваться в характеристику автора, как это принято на “Глаголе”, то и обсуждать нечего. Спасибо, за экскурс в незнаемое.
С.Воронин
Речь идет вот об этих двух церквях – на фото. Высокая – это церковь Входа Господня в Иерусалим. Маленькая – церковь Рождества Иоанна Предтечи
С.Воронин
церковь Рождества Иоанна Предтечи до того как ее сломали большевики, выглядела так – на фото
Которые недовольные
А что церковь не понравилась?
Автор не нравится
Репутация у него так себе
…
…а какие репутации были вообще у всех литераторов? Пушкина в молодости считали бабником, да он и сам этим гордился. Фамилию Лермонтов отцы благородных семейств своим дочерям и женам запрещали вслух даже упоминать.В юности репутация у поэта была матершинника и пакостника.Оно и понятно – поэт учился на солдафона и в военном училище в отсутствии женщин у него все мысли и стихи были пошлейшего содержания.Гоголь был полусумасшедшим.Некрасов был картежником и заработал на этом миллионы.Но в стихах плакал о судьбах бедных крестьян.А сам роскошествовал и кичился своим богатством.
О совести советских писателей и поэтов вообще говорить нечего.Ее почти у всех не было совсем.Все они верно служили коммунистическим властям,лизали ей пятки и кормились с их рук.Нынешний Н.Михалков точно такой же.Только потом он стал лизать руки не коммунистам,а ельцинистам и т.д.
Но все вышеперечисленные несмотря ни на что стали историческими личностями.А кто перечисляет их недостатки,так поступают,видимо,только из зависти.
Эту репутацию Воронин только усугубляет
Дезертир строит из себя умника. Ну – ну. Пиши, писатель.
Диана
Верно только последнее утверждение, что недостатки талантливых людей замечают именно завистники. Алексей Толстой когда -то верно подметил :”„О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство – прохвосты.” Добавлю, что о правде пекутся вруны, а пошлость во всем видят самые настоящие пошляки, видимо хорошо проверив предмет на себе. Давайте, читать великих писателей и поэтов, а не печься об их нравственности.
totento
Здесь у Воронина Большевики плохиес, в статье про застройку Нового города – хорошие. Г-н Воронин, вы определитесь с кем вы.
накрутки ботов?
в 11-00 под словами Дианы 20 лайков.Что это?Очередная накрутка ботов?Скорее всего так.Потому что более 5-7 лайков или дизлайков последние полгода никакие посты в Глаголе не набирали
Диана
Ей, Богу, я тут ни при чем! “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. А ,вообще, дизлайки – это ерунда. Главное мнение человека.
С.Воронин
Диана – бот
Диана
Сергей, вы умом тронулись что ли?
С.Воронин
Уважаемая Диана, придурки в Глаголе дошли до того, что моим именем стали теперь подписывать свой понос. Пост выше не мой
Диана
Ну, слава Богу! От души отлегло.
Все даты основания городов у нас
ложные.Москва по прихоти сталина ровное число лет в 1947г.приобрела 850лет.Казань тоже 1000лет в 2003г. .Так не бывает при честном подсчете.Москва скорее в 1272г.основана.Но там в 2км.от кремля вроде была деревня до этого.
Гинеколог
А с какого момента можно считать день рождения человека? С момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой? А может, с 7-и месяцев? Именно примерно в это время человек уже почти полностью сформировался. И многие 7-месячные преждевременно рожденные дети вполне себе выживают. Но можно, конечно,считать днем рождения тот момент, когда ребенок вышел из матери на свет и начал дышать и голосить.Но это неточно, потому что это лишь яркий момент, а все наиважнейшее сформировалось и произошло в человеке задолго до этого.
Все в этом мире относительно.
Диана
Какие познания в гинекологии! И какой диапазон обсуждения! От старинного городка и прямо в сущность бытия! И все же, если вернуться к нашим баранам, то все проще. Крылов давно объяснил теорию относительности “Глагола”:
Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнёхонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»
Автор Воронин вызывает больший интерес, чем все его исторические и языковые изыски.
Все ложно
Кроме постулата – эрзя эдакие поволжские шумеры: все пошло от них, всему именно они дали названия и даже русских обозвали русскими. Так они захотели))))
Ошибочка вышла
Существительное «русский» является производным от Русь (впервые слово с гласной «у» в корне — «Русь» — употребляется в «Повести временных лет»). В древнерусских договорах 911–944 гг. этот этноним возводится к древнеисландскому слову со значением «гребцы, мореходы». В Киевской Руси слово закрепилось, употреблялось для обозначения народа, населяющего территорию современной РФ
историк
И все-таки Русь и “русский” это разные понятия. На Руси жили племена славян. А в Московской Руси уже – русские, т.е помесь финно-угров и славян.
Диана
Почему эти понятия разные? Докажите, уважаемый историк. Факты – вещь упрямая.
Владимир Филимонов
Был вчера я в бане.
Там в парной страдали
Мужики российские
С веником в руке.
Я спросил: «Сердешные,
Кто же вас заставил
Корчиться от жара
Здесь, на полоке?»
И ответил дядя,
(Рифмой не страдая),
Веником махая,
«Милай, мы же русские,
Плетка, кнут иль веник –
Разница какая?
Нам без боли выжить,
Ну, никак нельзя!»
Диана
Сразу видно в бане( хоть в стихах, хоть в прозе)
Редкий и неловкий, вы Владимир, гость,
Если милый веничек дуба и березы
Вам, что кнут, что плетка или в горле кость.
Что ж тут удивляться – вы ж привыкли драться,
Вы язвить привыкли и с обидой жить.
В баню вы заходите не паром наслаждаться,
А кому – то в рифму “кости перемыть.”
Жан Миндубаев
Ну ,вот эти етыре строчкчи я бы отнес к категории весьма СМЫСЛОНОСНЫх… Так что вы,Диана,не совсем правы.
Диана
Какие именно строчки, Жан? Просветите. Я вся внимание.
Скучно,
С претензией и занудством. Встретились два одиночества.
И с каких это пор, позвольте уточнить,
С. Воронин стал писателем и краеведом?
С.Воронин
Да-да. Называть меня крАеведом совершенно неправильно. Я – крОевед. От слова “кроить”. Тоскливо копаться в древних архивах, курганах и могилах не моя забота. Это – дело занудных тусклых библиотечных червей. Я не забиваю свои легкие пылью из выкопанных черепов предков. Тем более эти черепа и кости настолько перепутаны, что уже невозможно определить, каким племенам каких веков они принадлежат.
Мое дело – легенды,мифы, сказки, которые я действительно крою из того, что есть. Они народу гораздо интереснее. И прежде всего они интереснее ДЕТЯМ. Когда они вырастут, то они станут вспоминать именно сказки. И пересказывать их своим детям.
Не случайно говорят, что историю создают именно СКАЗОЧНИКИ!
Замечательный ответ от первого лица
Глядишь и поклонники явятся
С.Воронин
И вообще я уверен, что название племени вятичи произошло от слова “святичи”, т.е. “СВЯТЫЕ”. А название нашего городка Сенгилей от рыцарского города Сенглеа на Мальте. Дело в том, что наш царь Павел I фактически отрекся от православия, служил во дворце католические мессы, и он мальтийскими рыцарями был признан Великим магистром Мальтийского ордена. Вот тогда-то он и переименовал неведомую деревушку на берегу Волги в честь Сенглеа. А уж потом народ переделал это слово в Сенгилей.
Можно было и не отвечать, господин короед.
Здесь имеется прототип – индюшковод. Спишитесь , у вас много общего.
Репутации поэтов
у всех плохие.Если оригинален и не скатываешься до скандалов с поножовщиной.Если мораль сильно не подрываешь.То через 20лет тебя назовут геним среди поэтов.Остальных вышедших за грань или толпа линчует сразу или в психушку отправят или критики доведут до самоубийства.Самое опасное это рассуждать о добре и зле для поэта.Тут уж накинутся со всех сторон до уничтожения.
Диана
Позвольте с вами не согласиться. Есенин, Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Бунин, Бродский, Вознесенский, Ахмадулина, Ахматова, Цветаева и тд. и тп. – все были личностями скандального, эпатажного типа, с сомнительной репутацией, далекой от нравственных устоев. Все они признаны были, по истечении многих лет, нашими светилами литературы , а кое – кто и гениями( по заслугам) и таковыми и остаются. Так что не в морали дело. Как ни странно, особенно поэзия, часто идет параллельно со своим автором , как будто пишет другой человек. Как – то я прочитала, что у всех поэтов плохие характеры, поскольку поэзия нуждается в Соли. Именно эта приправа делает ее вкуснее, грубо говоря. Ну, может и так. Главное, что они волнуют нашу душу, а характеры пусть тревожат тех, кто рядом с ними и делится своей жизнью.
Диана
– Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
Диана
– Если тебя оскорбляют, никогда не отвечай им в ответ, ведь если на тебя лает собака, ты же не становишься на четвереньки и не лаешь ей в ответ!
Я пожалуй последую мудрому совету.
С.Воронин
Ежов, комменты со временем написания 13:33 и 15:57 мне не принадлежат. Ежов, не превращай Глагол в помойку и начинай банить ботов по их IP
Диана
Вам очень плохо, уважаемый.? . Сочувствую. ” Все проходит, пройдет и это”.
Диана
Сергей, да понятно, что это не вы чушь пишите, но требование справедливо.
Житель Хрустальной
Давно не заходил… А у нас тут по прежнему! Стабильность – признак мастерства!:)
Добрый вечер всем!
Диана
По прежнему? Это как?
Житель Хрустальной
Без изменений, уважаемая Диана. И это, наверно, хорошо.
Житель Хрустальной
Давно не заходил, целых 36 минут
Житель Хрустальной
Последний комментарий, от моего имени- не мой. Судя по комментариям, появился “остроумец” который пользуется чужими никами.
Диана
А стоит ли на это обращать внимание, житель Хрустальной? Я стараюсь придерживаться правила Марка Твена: “Танцуй так, как будто на тебя никто не смотрит.
Пой, как будто тебя никто не слышит.
Люби так, как будто тебя никогда не предавали, и живи так, как будто земля — это рай”.
Жан Миндубаев
Ну, веселый все же у нас народец… Начал Воронин с важнейшей темы – как северные, не знавшие крепостничества русские люди пошли за своим “счастьем-добычей” на Восток – добыча таежного и морского пушного зверя) и дошли в конце пути до Аляски и далее на юг по Американскому континенту на юг, В Калифорнию (тесня испанцев)… А Но тема исчезла – так привычно растворившись в местечковых склоках типа : ” А ты сама-то какова. А???”
Грустновато, господа-товарищи. вы уж как-то “вверьх , к коммунизму!”( как говаривал товарищ Суслов-( тоже долго выясняли откуль он родом: то ли саратовец? А то ли симбирско-саксонско-саратовских кровей???..
Великороссъ
Написано интересно,только автор почему-то крайне неравнодушен к “фино-уграм” и “мордве”:)
Не в первый раз за это замечаю…наводит на размышления.
неравнодушен?
Это мягко сказано. Автор практически открытым текстом пишет,мол, русские такие неразвитые и отсталые были, что даже себя никак не называли, народ,мол, дикий народ , без роду и племени. И если бы несмышленные эрзя… не быть нам Великороссами)))
Мне это сразу бросилось в глаза,но местная публика, разношерстная и многонациональная, совершенно безразлична к истории Руси и русского народа.
Кто такие русские? – “Это все, которые думают и говорят на русском”. Напридумывали же)))
А кто же тогда мы, светловолосые,голубоглазые и с конкретным славянским набором ДНК?
Великороссу
Здесь и думать не надо. Это и Ежу понятно)))
Пыталась более развернуто ответить, но не пропускают: слова “русский”, ” русский народ”,видимо, пугают наших модераторов.
Что с них взять,жертв ЕГЭ…
Великороссъ
Не знаю, какая здесь модерация,но у автора текста есть конкретный бзик на “мордве”.
Не в первый раз за ним это замечаю. Видно,сам из их числа:) Вот и топит…
ПыСы.
У Воронина абсолютно ненаучный взгляд…он все с потолка берет,подгоняя обыкновенные созвучные названия. Но еще наверное украинские учебники читал. Такое складывается впечатление,что….
Ж.М.
Ну, веселый все же у нас народец… Начал Воронин с важнейшей темы – как северные, не знавшие крепостничества русские люди пошли за своим “счастьем-добычей” на Восток – добыча таежного и морского пушного зверя) и дошли в конце пути до Аляски и далее на юг по Американскому континенту на юг, В Калифорнию (тесня испанцев)… А Но тема исчезла – так привычно растворившись в местечковых склоках типа : ” А ты сама-то какова. А???”
Грустновато, господа-товарищи. вы уж как-то “вверьх , к коммунизму!”( как говаривал товарищ Суслов-( тоже долго выясняли откуль он родом: то ли саратовец? А то ли симбирско-саксонско-саратовских кровей???..