Помнится, герои «Двенадцати стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов, оказавшись в сложной финансовой ситуации, были вынуждены добывать деньги нищенством. Однако перспектива протягивать руку за подаянием, как известно, вызвала мильон терзаний в душе бывшего предводителя дворянства:
«Никогда, – принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, – никогда Воробьянинов не протягивал руки». На что великий комбинатор резонно возразил: «Так протянете ноги, старый дуралей!». А позже, прослушав, как жалостливо произносил Воробьянинов заученный текст, Остап заметил: «У вас талант к нищенству заложен с детства».
Трудно сказать, знал ли об этом товарищ Бендер, но в некоторых селениях России во второй половине XIX столетия нищенство становилось основной статьей дохода. И к нему приучались, действительно, с самого детства. А талантливый попрошайка весьма ценился.
Часто нищенство развивалось среди крестьян «вследствие плохого качества земли», полученной при отмене крепостного права. Но некоторые ушлые мужички возвели попрошайничество в особый (и весьма доходный) вид промысла. И в то время, когда другие селяне отправлялись на заработки плот-
ничать или занимались изготовлением валенок, посуды, рогожи и так далее, иные пройдохи брались за другое ремесло – шли собирать милостыню.
В Симбирской губернии этим промышляли, в частности, жители деревни Трепаловка Ардатовского уезда (ныне село Сосновое в Мордовии), а также некоторых селений Кар-сунского уезда. Вот что писала по этому поводу в 1866 году «Вечерняя газета»:
«В южной части Карсунского уезда есть […] селения, где нищенство – промысел; впрочем, нищенство в этих селениях перешло сюда из одного селения Пензенской губернии, если не ошибаемся, Артамоновки, оттого нищие эти известны в окружности под именем «громачей». Громачи отправляются для собирания милостыни на лошадях. Каждый взрослый берет с собой мальчика или из своей деревни, или из других деревень. Мальчикам платят за это деньги, и, кроме того, содержание идет от нанимающего. Хозяева, несмотря на совершенно здоровый организм, притворяются увеченными: слепыми, хромыми, безногими; мальчики, сопутствующие им, должны выпрашивать милостыню; если они достаточно жалобно просят милостыню и сбор бывает хороший, то хозяева покупают мальчику меду, калача, вина, в противном же случае держат их на черном хлебе, но еще и бьют».
Как видим, «талант к нищенству» весьма ценился. Продолжим чтение заметки:
«Чтобы показать себя безногим, громачи надевают особенные лапти, при помощи которых довольно трудно отличить с первого раза, действительно ли у громача нет ног по колена или, напротив, ноги целы и невредимы. Место деятельности громачей – базары, ярмарки, храмовые праздники. Они собирают большею частию всякого рода житом: ро-жью, овсом и т. д. Набравши достаточное количество хлеба, продают его и потом снова пускаются на промысел. Иной громач с мальчиком собирает в зиму до 100 р. серебром]». По тем временам деньги весьма неплохие. Не всякий кузнец, с утра до вечера вкалывая у наковальни, мог похвастать такой прибылью. К слову сказать, «Вечерняя газета» являлась приложением к санкт-петербургским «Биржевым ведомостям», а уж там-то умели считать копеечку!
Впрочем, знающие люди в милицейских погонах говорят, что и ныне многие «профессиональные» нищие «зарабатывают» в день намного больше среднестатистических бюджетников. Может, тоже в нищие податься?
Антон ШАБАЛКИН