Да, именно пристрастное мнение, потому что излагаю его отнюдь не из желания поворчать. Напротив, мне бы вообще не хотелось об этом говорить открыто, но приходится, потому что я хочу, чтобы МАТФ был и развивался. Мне неприятно, тяжело и грустно писать эти заметки, потому что сам я много прожил и проработал в авиации, меня беспокоит ее судьба, как и судьба «Авиастара», аэропортов, музея ГА, аэроклуба и всего авиакластера региона. Хотя, боюсь, те, кому надо было бы прочесть это, читать не будут, а если и прочтут, то, скорее, опять обидятся. А МАТФу нужны не обиды, а понимание проблем.
Ступень вниз
Любое публичное массовое мероприятие (а тем более – международного масштаба) по сути своей и по названию ОБЯЗАНО БЫТЬ С КАЖДЫМ РАЗОМ ЛУЧШЕ ПРЕДЫДУЩЕГО. Или хотя бы не хуже. Третьего не дано. В противном случае мероприятие будет обречено на разочарование делегатов и гостей, их отказ от участия и, как результат, – постепенное умирание. Я бы этого не хотел, и считал, и считаю, что Международный авиатранспортный форум нужен, это великолепная площадка, где в кои-то веки могут встретиться вместе и обсудить свои общие проблемы одновременно и самолетостроители, и эксплуатационщики, и региональные власти, и правительство страны, и представители небольших авиакомпаний, и представители крупных корпораций. У каждого свои задачи, условия, требования и взгляды, но именно здесь они могут найти точки соприкосновения. И если МАКС – это все-таки авиасалон, выставка, где демонстрируют продукцию и заключают договоры, то МАТФ – ЭТО ПЛОЩАДКА ОБСУЖДЕНИЯ И ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ. УВЫ.
Если по отчету первого вице-премьера Вильдана Зиннурова, прозвучавшему в понедельник на аппаратном совещании губернатора, все прошло хорошо, на самом деле этот авиафорум в сравнении с предыдущим МАТФ-2012 оказался на ступень ниже. Во всем. В организации, в представительстве, в оформлении, в экспозиции, в мелочах.
Начну с мелочей, поскольку, как говорят французы,
«Дьявол кроется в деталях».
Сайт авиафорума http://www.ul-avia.com/ представляет жалкое зрелище. Зайдя на него сейчас, можно подумать, что форум еще только состоится – дежурные приветствия, позапрошлогодние фотографии, регистрация на конгресс и выставку с программой форума. И… собственно, все. Куда делось все, что было наработано на предыдущих двух МАТФах? А ведь там раньше были презентации докладов прошлого форума и даже аудиозаписи дискуссий, были какие-то выводы и решения по секциям – то есть, все, с чем можно было сравнивать проблематику и работать. Но этого нет. Сайт не живой. Форум давно закончился, а на нем ничего не изменилось, в то время как он должен быть интернет-зеркалом этого международного мероприятия. Потому что участники, гости, и те, кто следит за столь знАчимым событием (а оно, по идее, должно быть знАчимым) с разных уголков России и из-за рубежа, в первую очередь заходят на страницу форума. А там ничего нет. Я уж не говорю о презентациях и докладах или аудиозаписях дискуссий. Но ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ КАЖДОГО ДНЯ, КАЖДОГО ЧАСА ЭТОГО МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА ДОЛЖНЫ БЫТЬ (несложно посмотреть, как освещался на его же сайте МАКС). Но их нет. И не было. Какой вывод сделают для себя посетители сайта и будущие потенциальные инвесторы, можно предугадать.
САЙТ АВИАЦИОННОЙ СТОЛИЦЫ, ЧАСТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ СТРАНИЦЫ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАКЛАСТЕРА (http://www.avia-capital.ru/ ), ВООБЩЕ ФАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗ. А между тем, наличие своего сайта было одним из требований к партнерам Европейского партнерства аэрокосмических кластеров (EACP), в который в 2012 году вошел ульяновский авиакластер. После этого требования сайт был создан, относительно неплохо раскручен, он попал в различные журналы и каталоги… и вдруг «Авиационная столица» исчезает. Вместо него вы попадаете на пустую и неоформленную страницу с пустыми разделами. Что после этого подумают европейские партнеры или гости МАТФа (не говорю уж о журналистах крупных изданий), привыкшие добирать информацию на официальных сайтах организаторов?
Впрочем, какая столица, если проспект в микрорайоне авиастроителей, названный именем великого авиаконструктора Андрея Туполева выглядит как после бомбежки. Сняв с него еще в начале мая старый разбитый асфальт, городские власти так и не смогли даже к форуму положить новый. Между тем именно на этом проспекте расположена гостиница «Авиастара», в которой, обычно, останавливается часть гостей МАТФа. Их впечатление обогатит, конечно же, сделанная из металлической проволоки странная конструкция, расположенная напротив гостиницы и отдаленно напоминающая земной шар, вокруг которого вместе с пустыми цветочными горшками «летает» некое подобие самолетиков из мятой фольги, словно взятой от старых шоколадок. А в горшках вместо еще в прошлом году высохших цветов торчат выцветшие искусственные цветочки, вызывающие у гостей города соответствующие ассоциации о бренности всего земного. Сия конструкция – плод больного воображения «архитекторов», мрачное наследие периода малых архитектурных форм и зеленых фигур – не то что авиастолицы – деревни недостойна.
Оформление самого авиафорума, конечно же, выглядело намного скромнее даже самого первого МАТФа. Ладно, делаем скидку на кризис и необходимость экономии средств. В конечном счете, главное – это то, что происходит на нем. Но кто-то очень пожалел плотной материи, которой раньше разделялись залы, в итоге никакой звукоизоляции, звуки одной конференции заглушались выступлениями других, в итоге участникам приходилось садиться как можно ближе, чтобы добиться разборчивости восприятия того, что говорилось со сцены. Wi-Fi пресс-центра был таким, что это приравнивалось к его полному отсутствию. То же самое – и на компьютерах, подключенных непосредственно к модему. Так что, работать полноценно не мог, на мой взгляд, ни один корреспондент, за исключением тех, кто, видимо, понимал, что это далеко не столица, и привез личный модем.
Экспозиция выставочного зала, на 70-80 процентов представленная местными предприятиями, в сравнении с предыдущими форумами оставляла грустное впечатление – отсутствовали на этот раз стенды многих крупных авиакомпаний, представленных на прежних МАТФах, отсутствовали многие из ранее представленных на МАТФах резидентов аэропортовой особой экономической зоны. Что говорить – за несколько минут до открытия, когда уже был полный зал гостей и участников, некоторые стенды еще продолжали собирать. И совершенно не к месту посреди зала стоял большой плакат с надписью «Единая Россия», хотя форум – мероприятие не политическое, к тому же, международный, и присутствие плаката вызывает у немногочисленных иностранцев, скорее, обратный эффект, хотя и может обеспечить некоторое оправдание оргпроблем.
Почему-то на этот раз не ощущалось прежней, как теперь принято говорить, «движухи», натянутости струны, всеобщей заинтересованности. Не было, как прежде, таких многочисленных и активных переговоров у стендов компаний, словно все уже устали от жары (вентиляции и вправду не было) и недостатка перспектив.
Шоу без главного
Авиашоу проводится уже не для гостей и участников форума – оно для ульяновцев. И не столько, чтобы сделать большой праздник для горожан – один из многочисленных, сколько для новых поколений, что идут сюда с мамами и папами за ручки, или уже без мам и пап под ручку. Это для них, чтобы они почувствовали всю красоту и романтику авиации, торжество технологий, науки и дизайна, совершенство линий, неудержимую мощь двигателей, смелость и мастерство авиационных спортсменов. Но на этот раз немногочисленные самолеты малой авиации были далеко от зрителей, отделенные полосатой лентой недоступности, самолеты Ту-204 и Ил-76 были просто недоступны для посещения (по крайней мере, я в начале авиашоу видел только запертые воздушные суда). Между тем, детям, подросткам, юношам и девушкам надо видеть их не только издали – им надо прикоснуться к большому и важному, взглянуть, как оно выглядит внутри – их будущее, их возможная мечта. Опять увы. Их этого лишили. (Почему так мало было самолетов малой авиации, намного меньше даже, чем на авиасалоне 2009 года, несмотря на то, что в рамках МАТФа проходил даже специальный форум малой авиации – это отдельный вопрос. Одна из причин, по моим данным, опять в организаторах, а также в том, что людям просто не обеспечили необходимую компенсацию хотя бы затрат на топливо, потраченное на перелет и демонстрационные полеты, из-за чего часть владельцев самолетов просто отказалась лететь в Ульяновск). Почему не было дельтапланеристов и парапланеристов, почему не было на этот раз летающей живой легенды зарождения советской авиации – самолета По-2, воссозданного самарскими инженерами, почему так мало было российских и советских самолетов (и это сейчас, когда мы говорим о возрождении российской авиации и пресловутом импортозамещении), почему не было тех, кто мог бы рассказывать гостям авиашоу (и в первую очередь – молодежи) о представленных самолетах, не было даже табличек с информацией о достоинствах и достижениях тех или иных летательных аппаратов, почему вообще нигде не было программы авиашоу – ни на сайте форума, ни на стендах, ни в буклетах (пусть даже небесплатных), которых тоже не было? И самое важное – почему не было в программе традиционного заключительного аккорда – пролета на малой высоте Ту-204СМ, Ил-76МД-90А и нашей гордости, непревзойденного авиагиганта Ан-124-100 «Руслан»? А многие шли на авиашоу даже не ради фигур высшего пилотажа на чехословацких самолетах Л-39 «Альбатрос», а чтобы показать своим детям самолеты, которые производят здесь: «Смотри, сын, какая красота, как гордо летит этот самолет, какое чудо создано вот этими руками, смотри, знай и гордись, что этот самолет создан в России, в Ульяновске, и строил его твой отец!». Не сказали. И чего тогда стоят все наши разговоры о профориентации… Я понимаю, что кризис, дефицит бюджета, проблемы у авиакомпаний и «Авиастара»… Но если это международный авиафорум, то делать надо, и проблема решаема, тем более что все это окупится сторицей приходом в авиацию новых поколений настоящих увлеченных авиаторов, а не разочарованных скептиков.
Главное без шоу
А теперь о главном, ради чего и собирался авиафорум. Понятно, что оформление, организация, количество подписанных соглашений или контрактов – все это внешний антураж, красивая декорация, необходимая для столь высоких форумов, но не обязательная. Повторюсь: если МАКС – это авиакосмический салон, выставка, действующая торгово-демонстрационная площадка достижений, где результатом и продуктом мероприятия как раз и должны стать контракты, договоры, соглашения и меморандумы, то продуктом и итогом авиатранспортного форума должны быть достигнутые совместные решения и предложения о путях дальнейшего развития и преодоления общих проблем, выработанные столь разными, но связанными навсегда сторонами – властью, производителями, покупателями, поставщиками кадров.
Но именно этого и не было. Программа МАТФа – очень насыщенная по количеству конференций и сессий, – на самом деле, на мой взгляд, совершенно не отвечает задачам форума. Или слишком общие темы, или, наоборот, узко-специальные, пригодные для ведомственной конференции, проводимой «для галочки». Только одна из всех многочисленных конференций была злободневная – о вызовах времени. Хотя на предыдущих форумах вопросы ставились гораздо более актуальные и жесткие. Почему исчезли из программы круглые столы и дискуссионные площадки (которые были на прежних авиафорумах) – главное, что необходимо для поиска решений, – не знаю. Или оттого что никакого поиска путей решений злободневных проблем и задач не предполагалось? Может, поэтому никакой резолюции МАТФа на сайте авиафорума так и не появилось до сих пор? Может, именно поэтому МАТФ-2014 не был столь представительным, как первые два авиафорума – возможно, многие потенциальные участники, ознакомившись с программой форума, поняли, что ничего нового они не услышат, никаких важных решений не будет, и решили в Ульяновск не приезжать. Не знаю, по какой причине на этот раз отказались от участия Дмитрий Рогозин, Михаил Погосян, почему не было Дениса Мантурова, Александра Нерадько, Валерия Окулова… Могу поверить, что что-то фатально совпало… Но в любом случае отсутствие первых лиц симптоматично.
Сбывшееся предсказание, или
Возвращение к предназначению
Два года назад, говоря в своем блоге об итогах МАТФ-2012 (http://skyzmey.livejournal.com/28328.html ), я высказал печальное предположение, о том, что боюсь, что если МАТФ не будет работать в направлении своего предназначения, то постепенно все меньше на нем будет гостей и делегатов, и он может умереть, убитый пустой говорильней.
Между тем, сама идея МАТФа востребована временем, это уникальное мероприятие, и одно должно жить и развиваться, если форум будет соответствовать своему предназначению: МАТФ должен быть местом встречи и дискуссионной площадкой для представителей всех сфер, от которых зависит будущее авиации, и местом, где идет поиск оптимальных путей взаимодействия, где вырабатываются предложения для правительства и госкорпораций.
Но для этого надо, чтобы была постоянная дирекция форума, которая бы всерьез – не в качестве пиара, а в соответствии с предназначением МАТФа – вела свою работу. Именно она сейчас должна проанализировать все выступления и дискуссии, вычленить и изучить прозвучавшие важнейшие проблемы, предложения, после чего начать искать и анализировать возможные пути решений, вести переписку с ведомствами и компаниями, готовить совместные заявления участников форума по наиболее острой проблематике (раз уж не удосужились подготовить их на самом форуме), выходить хоть на президента ОАК, хоть на президента Владимира Путина. И всю эту деятельность отражать на своем сайте (вместо уже никому не нужных приветствий Матвиенко и Ко), дать возможность крупным руководителям продолжить дискуссии на самом сайте. Именно сайт МАТФ в промежутке между форумами должен стать их продолжением, виртуальной дискуссионной площадкой заинтересованных представителей сторон. Именно дирекция должна задолго до очередного форума провести анкетирование его потенциальных участников, чтобы выявить основную проблематику дня, проанализировать ее с экспертами, уделить внимание темам, которые (но по-разному) волнуют одновременно и авиастроителей, и авиаторов и так далее. И на основе этого уже формировать программу конференций, проекты резолюций, коллективных заявлений и обращений. И не надо делать одновременно по три конференции, когда получается, что заинтересованные стороны не могут разорваться, чтобы поучаствовать во всех. К примеру, проблема кадров интересует и учебные заведения, и самолетостроителей, и авиакомпании, и тех, кто занимается ТОиР. Но они сидят на других конференциях. Результат – нет пересечения мнений и интересов, а значит, и выход нулевой.
И ВОТ ЕСЛИ МЫ ДОБЬЕМСЯ ВОЗВРАТА К ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ, то и значимость МАТФа с каждым годом будет только повышаться, и самые высокие гости будут стремиться попасть на него, понимая, что в противном случае они что-то упустят, не попадут в тренды развития и могут безвозвратно проиграть в конкуренции. Но все это возможно только в том случае, ЕСЛИ В ДИРЕКЦИИ МАТФа БУДУТ РАБОТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ЗНАЮЩИЕ, ЧТО ТАКОЕ АВИАЦИЯ, в чем ее проблемы и по каким законам она живет. А уже им в подчинение добавлять тех, кто умеет организовывать праздники, шоу, пиар.
Эти предложения я высказывал еще два года назад, отмечая, что «еще не поздно исправить ситуацию и сделать так, чтобы каждый участник форума почувствовал необходимость такого съезда авиаторов и авиастроителей». Увы, несмотря на то, что пост из блога был тогда выложен на «Улпрессе», создалось впечатление, что те, для кого он был написан, и кому предстояло заниматься организацией МАТФ-2014, его не читали. Или просто не захотели воспринимать сказанное, полагая, что и так все хорошо.
Сегодня, мне кажется, пришло время вернуться к невыученным урокам.
колхозник
Однако, война идет на Украине, и Россия вовлечена в противостояние с Международным сообществом. Не да МАТФов, видимо, теперь. Все это накладывает отпечаток бессмысленности. Надо не пиариться а просто работать, делать свои самолеты. “Пиры во время чумы” не могут проводиться радостно, обильно и шумно. Правительство сильно озабочено более насущными проблемами….
Пятая колонна
Россия сама и начала это противостояние воспользовавшись небольшим процентом пророссийски настроенного населения, а сейчас практически сама ведет эту войну прикрываясь мирным населением Донбасса. Ей и воевать и МАТФЫ проводить одновременно не по силам. В продовольствии мы зависимы от западного импорта на 30-70% по различным позициям. А вот кто мне скажет, насколько зависимы в авиастроении? Возможно ли воплотить взятые обязательства по строительству самолетов в Ульяновске без технологий двойного назначения которые перестали допускать в Рашу? И вообще выйдет ли при создавшихся условиях второй ИЛ из цехов Авиастара?
Александр
Я, в своё время работал в нашем авиаотряде… То, что сейчас там… – грусть безмерная! Сынок – совсем не папа! Хоть папа и никогда не был командиром нашего авиаотряда, но он заслуженный пилот. Сын сел не в свои сани! А Сергей Иванович – просто, не специалист и судить его глупо! От кого… чего ждать? и стоит ли? Перестройка была… – ништяк закончилась…
Обыватель
Ай, маладцааааа !
Найк
МАТФ оказался практически незамеченным федеральными СМИ.
Маруся
Сергей, спасибо,что назвали вещи своими именами. Да, губернатор отметил, что МАТФ прошел на самом высоком уровне. А что ему было еще говорить? Что Форум проведен из рук вон плохо? Что организации не было как таковой? И это- не брюзжание вечно недовольного человека (как сейчас бросятся писать защитники= сотрудники оргкомитета МАТФ).
Только 2 эпизода, свидетельствующие о том, что людям, занимающимся организацией МАТФ, нужно поискать другое место работы.
Эпизод 1. Организация праздника на проспекте Ульяновском (перед выступлением “Звезды эстрады” Данко). По роду своей деятельности я отслеживаю электронные аукционы, размещаемые на сайте “Закупки.гов.ру). Увидела извещение об аукционе на проведение праздничной программы к Дню авиации. Стоимость аукциона -28000 руб. (могу ошибиться на 1000- 2000 руб.) Имея много знакомых из людей, связанных с авиацией, сразу возникла мысль поучаствовать в аукционе, привлечь к нему мальчишек- авиамоделистов (которые известны далеко за пределами области), организовать несколько тематических площадок с тем, чтобы “рассказать, показать и заинтересовать” нынешних подростков. В общем, мыслей возникло сразу много, и все идеи, надо отметить, были не особо затратными в материальном плане. Читаю аукционные требования к программе праздника. Знаете, что по мнению, устроителей аукциона главное в авиационном празднике? Не угадаете :) Оказывается, авиационный праздник у них ассоциируется с 2 ходулистами и 3 мимами. Вот уж никогда бы не подумала, что мимы и ходулисты- синонимы авиации. Сами понимаете, что я со своими идеями явно не вписалась в концепцию организаторов.
Эпизод 2. Организация авиашоу в аэропорту “Восточный”. Парашютные прыжки. Помнится, при прежних организаторах авиашоу прыжки спортсменов- парашютистов предварялись рассказом о том, кто совершает прыжок, с какой высоты, на каком парашюте и т.д. В этом же году организаторы решили обойтись без комментариев, видимо, руководствуясь принципом “имеющий глаза да увидит”. Кто-то увидел, а кто-то и нет. И еще один небольшой штрих: организаторы в этом году даже не догадались обеспечить участников авиашоу обычной питьевой водой. Скажете, мелочь? Нет, учитывая, что участники не могли отлучаться куда-то надолго и температура воздуха составляла +38, это уже не мелочь, а большое упущение.
Вот лишь малая толика замечаний по поводу организации МАТФ. Однако, у меня все больше и больше зреет желание посоветовать г-же Алашеевой (которая как раз и занималась организацией праздника)доверить в следующий раз это дело профессионалам, а самой заняться организацией, например, фестиваля циркового искусства (учитывая ее страсть к ходулистам и мимам)
Виктор Каменев
Правильно, текст этот заинтересованные лица читать не будут, слишком много его…
Hermes
Ну что вы разбрюзжались, особенно Машенька. Пока в Ульяновске результативность мероприятий оценивают в степени освоенности денег (см.пример с дорогами). Бюджет тут освоили/попилили на 100%. Ну все. Результат достигнут.
Какое УВАУГА, какое моделирование, о чем вы!!!
ЮРИЙ
Добрый день! Ну что у нас за привычка в любом хорошем деле начинать искать одни темные пятна! Большое количество людей пытались сделать праздник для ульяновцев – м Авиастар, и Зиннуров с командой, и другие местные организации. Мы живем в условиях жесткой конкуренции со стороны других производителей самолетов. А мы, вместо того , чтобы поддержать наших земляков, начинаем опять сопли пускать, поливать себя грязью. Нехорошо это. Надо двигаться вперед и любить свою малую Родину!
Виктор
“У нас самая лучшая Родина, но ужасное государство”
Чибисов?
Как ее любить то с такой кривой рожею, грязной жопою и юродивыми руководителями?!
Валерий
Потому и не летают…
Л.Чиликова
согласна, что есть такие моменты, от которых нельзя отказываться ни при каких условиях. от полета “Руслана”, например. или от финансирования поездок детей аэрокосмического центра “Буран” на соревнования (нужно-то всего каких-то 40 тысяч рублей). без соревнований у ребенка, да и у взрослого, нет смысла заниматься спортом. он не может себя сравнить с другими, нет стимула
MrV
А полет Руслана – это всего каких-то 40 тысяч долларов )
Неугомонный Дед Соколов
Форум станет, со временем, чисто технократическим: тусовок не будет, будут приезжать спецы на уровне замов и до ведущих специалистов. В чём-то я с Сергеем согласен, где-то мог бы и возразить. А Сергею – респект и замечу, что он – парашютист и парашютистов любит и фотографирует.