После триумфа команды «КамАЗ-Мастер» на автомарафоне «Дакар-2011», где челнинские пилоты заняли весь пьедестал в зачете грузовиков, мы сообщали, что летом покорители знаменитого ралли, возможно, приедут в Ульяновск – для выступления на этапе чемпионата России по ралли-рейдам. Если такое случится, то на трассе ульяновцы не увидят легендарного Владимира Чагина. На днях семикратный чемпион «Дакара», победитель последней гонки и обладатель многих других титулов объявил о завершении своей спортивной карьеры.

– В 2011 году мы добились лучшего результата в истории команды. Шли к этому 23 года, побеждали на многих «Дакарах». Теперь я решил закончить выступления, – сказал 41-летний Чагин на пресс-конференции. – Век спортсмена в большом спорте не может длиться бесконечно. Заканчивать тоже нужно вовремя, не дожидаясь, когда у тебя станут снижаться результаты. Сколько мог, я для камазовской команды и для российского автоспорта, как гонщик, сделал. Сегодня уступаю дорогу молодым.

Чагин признался, что мысль о завершении выступлений он вынашивал уже несколько лет. Делился этим только с руководителем «КамАЗ-Мастера» Семеном Якубовым, с которым вместе выиграл не одну большую гонку. Якубов же выбирал наиболее подходящий момент для ухода Чагина, чтобы молодежь успела подтянуться, стать достойной сменой лидеру, способной поддержать позиции, достигнутые на «Дакаре». 2011 год оказался как раз таким, что лучше не придумаешь: среди грузовиков «КамАЗ-Мастер» занял четыре первых места на ралли «Дакар», конкурентов, которые могли бы сейчас бросить вызов гонщикам из Набережных Челнов, просто не видно. Чагин уходит непобежденным – с гордо поднятой головой и чувством выполненного долга.

Его взлет к неофициальному титулу «Царь песков», полученному за успешные выступления в сложнейших ралли, можно назвать стремительным. Во многом так и есть, ведь первый «Дакар» за баранкой Чагин провел уже в 25 лет, став самым молодым водителем спортивного грузовика на международных супермарафонах. Но без трудностей на пути к славе тоже не обошлось.

Чагин пришел работать на завод КамАЗ в 18 лет. В то время там как раз формировали команду для регулярного участия в гонках, чтобы активнее продвигать марку автомобиля. Владимир тоже попал в состав – в качестве механика. Обеспечивал выступление гонщиков в различных соревнованиях и мечтал стать пилотом. Ожидание затянулось, лет через пять Чагин даже задумался, об уходе из «КамАЗ-Мастера». Но мудрый Якубов пообещал ему, что время выхода на старт не за горами. Наставник словно чувствовал: парень, несмотря на молодость, имеет все задатки классного гонщика. И сам стал штурманом у Чагина. В 1996 году их экипаж дебютировал на «Дакаре», проводившемся тогда еще в Африке. В результате «КамАЗ» под управлением Чагина не добрался до финиша. Однако в том же году Владимир все-таки одержал победу на международных соревнованиях, чему поспособствовал Ульяновск.

На симбирских трассах Чагин за свою карьеру гонщика успел выступить. Произошло это именно в 1996 году. Тогда наш город стал узловой точкой автомобильного супермарафона «Мастер-ралли» по маршруту «Париж -Ульяновск – Улан-Батор». Трасса этого ралли оказалась одной из самых протяженных в мире. В Ульяновске начинался российский этап гонки. Участники по одному стартовали с площади 30-летия Победы в сторону Заволжья: на легковых прототипах, мотоциклах, грузовиках. Под музыку, с комментариями ведущего. Тогда интерес зрителей больше привлекали легковые вездеходы с иностранными пилотами: у них чаще брали автографы и интервью. Но и красивые гоночные «КамАЗы» не оставались без внимания. Будущий триумфатор «Дакара» Чагин сидел за рулем одной из машин. «Мастер-ралли-1996» в зачете грузовиков в итоге выиграл он. А через четыре года экипаж в составе Владимира Чагина, Семена Якубова и механика Сергея Савостина взял свой первый «грузовой» «Дакар».

Потом были победы на «Дакаре» в 2002, 2003, 2004, 2006 годах. В 2007 году «КамАЗ» Чагина в очередной раз рвался к успеху. Обгоняя одну из машин, Чагин в пыли не заметил высокую кучу камней и врезался в нее. Грузовик несколько раз перевернулся, прежде чем лег на бок. Спортсмены остались живы, но получили многочисленные травмы. Якубов после этого больше не выступал, целиком переключился на административную работу. Чагин нашел в себе силы вернуться. Не только вернуться, но и побеждать: в 2010 и 2011 годах его грузовик вновь становился первым на «Дакаре» – уже в Южной Америке. Завоевав семь дакарских титулов, «Царь песков» ставит точку.

Впрочем, если этап чемпионата по ралли-рейдам в Ульяновске летом состоится и «КамАЗ-Мастер» на него приедет, то не исключено, – вместе с Чагиным. Он хоть и завершил выступления, но подчеркнул, что остается в камазовской команде, где работа для него найдется на 25 часов в сутки.