Николай и Светлана КОСТИНЫ
Танец появился намного раньше, чем речь. Когда природа бушевала, древние люди своими танцами просили её успокоиться, не грозить смертью. Так появилось искусство танца – одно из древнейших направлений народного творчества. Когда родились танцы? Почему так называются? Как дошли до России?

Наверное, у каждого из нас первый танец – это хоровод. Само слово «хоровод» обозначает – «водить хор». Это один из основных русских народных танцев. В Древней Руси ни один праздник не обходился без хоровода.

Во все времена одним из самых популярных танцев был вальс. Предками вальса являются австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт. Название происходит от немецкого слова walzen, что означает «вращаться», «кружиться». Во время танца кавалер брал даму за талию, что было очень необычным на взгляд человека XVIII века. Из-за этого поначалу многие сочли вальс «безнравственным» танцем, и поэтому император Павел I специальным указом запретил танцевать вальс в России. Только после Отечественной войны 1812 года этот танец стал одним из любимейших. Люди стали его танцевать везде: во дворцах и на площадях, в городах и в деревнях.

На балах XIX века блистал стремительный и зажигательный танец мазурка. Родина танца – Польша. Название произошло от жителей Мазовии – мазуры, у которых впервые появился этот танец. Полька – быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии и с тех пор стал известным народным танцем.

Родиной танго считается Аргентина, однако есть мнение, что аргентинцы создали его из испанского танца фламенко. Слово «танго», означает «место встречи» или «особое место». В Россию танец пришел в 1910-х годах и неоднократно объявлялся запрещенным, как до, так и после революции. Золотой век танго наступил в середине XX века.

Зажигательный танец чарльстон появился в 20-х годах прошлого века. Танец имеет афроамериканские корни, родом он из города Чарльстон (Южная Каролина). Ритм этого танца был настолько зажигателен, что вскоре весь мир стал его танцевать.

Фокстрот – это чисто американский танец. Его придумал актер Гарри Фокс из Калифорнии в 1914 году. Он исполнял его с девушками из варьете, заполняя в кинотеатре промежутки между показами фильма. В СССР фокстрот и танго, в предвоенные годы были популярными танцами, а в период послевоенной холодной войны стали нежелательными.

VI международный фестиваль молодёжи и студентов, состоявшийся в 1957 году в Москве, принес в нашу страну новый американский танец рок-н-ролл. Рок-н-ролл – это парный бытовой импровизационный танец, отличающийся крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше. Рок-н-ролл в переводе означает «качайся и крутись».

Сложность танцев такого рода явилась главной причиной того, что мода на него быстро прошла. Народ ждал чего-то попроще и оно пришло, когда Чабби Чеккер показал по телевидению новый танец, придуманный им лично. Это был твист. Движения казались простыми и легкодоступными, однако первая же волна увлечения им повлекла за собой невероятно высокий травматизм. Примечательно, что твист не вызвал в СССР такого идеологического отпора, как предыдущие «буржуазные» танцы. Более того, он прекрасно прижился в нашей стране, став массовым танцем простых людей. Слово «твист» в переводе означает «скручивание». Танцующие старательно работают ногами, будто давят тараканов.

В 60-ых годах XX столетия весь мир завоевал танец под названием шейк. Молодежь во всех уголках мира, в том числе и в СССР, тряслась на танцульках и дискотеках под заводные ритмы новой музыки, при этом громко топая башмаками. Слово «шейк» означает «трястись». А в 80-ых годах появился новый модный танец брейк-данс с дёргающимися движениями. В переводе с английского это слово означает «ломаться». Брейк-данс — это стиль уличного танца, который развился как часть хип-хоп-движения среди афро-американской молодежи.

Сейчас в России, да и у нас в Ульяновске, возрождаются балы, которые раньше были неотъемлемой частью русского быта. Балы ввел в 1718 году Петр I. Не танцевать светскому человеку того времени, а тем более даме, было немыслимо. Умение танцевать составляли ценное качество и успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры.