Часто музей сравнивают с айсбергом: малую часть его экспонатов можно увидеть в экспозициях залов и на выставках, большую же размещают в музейных фондах (специальных хранилищах). Журналисты “МГ” задумались: а есть ли в музеях особенные уникальные предметы дней минувших, которые видели немногие? За ответом на этот вопрос мы отправились в Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова.
Перешагнув порог одного из самых известных музеев области, мы узнали, что эти самые музейные фонды перевозят в Дом Гончарова, расположенный на центральной улице города. Сотрудники буквально сидят на узлах, постепенно отправляя в новые помещения часть коллекций. Для музея это приятные хлопоты, ведь после ремонта в Доме Гончарова стало возможным размещать дополнительные хранилища, так как количество экспонатов постоянно растет, а здание краеведческого музея давно не может вместить всё то разнообразие, что имеется в его запасниках.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛЮДИ
– В следующем году нашему музею исполняется 120 лет, – говорит Галина Иванушкина, заведующая отделом фондов. – В Ульяновской области он самый старый, дата основания – 1895 год. Инициатива создания музея исходила от Владимира Николаевича Поливанова, предводителя симбирского дворянства, видного общественного деятеля, археолога. Он создал ученую архивную комиссию, а при ней – музей, основу коллекции которого заложили частные пожертвования. Самым крупным из них были археологическая коллекция самого Поливанова, а также коллекция монет Александра Толстого, ундоровского помещика.
И хотя официальное открытие состоялось 1 января 1896 года, приём посетителей начался с декабря 1895-го. Поэтому традиционно датой рождения музея считается именно этот год.
С того времени начинания Поливанова не только не сошли на нет, но и стали развиваться. Многие видные люди Симбирска приняли непосредственное участие в пополнении фондов музея.
ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
– В настоящее время фонды музея насчитывают более 140 тысяч единиц хранения, – продолжает Галина Иванушкина. – Уникальную часть фонда составляют археологическая и палеонтологическая коллекции, солидные собрания монет, тканей и народного костюма конца XVIII – середины XX веков, фотографий, документов, оружия, предметов материальной культуры XIX – XX веков. Есть коллекция рукописей, книг, акварелей, рисунков и личных вещей декабриста Василия Ивашева, а так-же личных вещей Ивана Гончарова и многое-многое другое.
Только представьте, сколько всего интересного можно увидеть здесь! Как много эти вещи могут сказать нам, как точно передать дух минувших времен!
Есть предметы, о предназначении которых сейчас можно только догадываться. А когда узнаешь легенду (так называется история предмета), долго удивляешься. Так, несколько лет назад в музее сделали выставку-загадку о нескольких таких забытых сегодня предметах быта. Она называется “Что это?”
Например, среди ее экспонатов есть две овальные пластинки, вырезанные из кости, на одной стороне каждой из них по краям есть два шипа, на другой – поверхность вогнутой формы. Действительно, загадка! Перебрав все приходившие в голову варианты, мы так и не смогли ответить на вопрос: что же это такое?
– На самом деле все очень просто, – улыбаясь, рассказывает Галина Иванушкина. – В XIX веке считалось, что удобнее и гигиеничнее отрезать сыр, не дотрагиваясь до него руками. Поэтому, когда резали сыр, использовали такие кнопки.
А, понятно! Сначала накладываешь эти овальные пластинки на кусок сыра, сверху и снизу. А потом берешься за них пальцами. Действительно, удобно.
ПРИ ТЩАТЕЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ
Посетители чаще всего считают, что все эти знания сотрудникам музея достаются без особых усилий. И только сами специалисты могут сказать, какую предстоит выполнить работу прежде, чем можно будет демонстрировать старинные предметы и смело говорить о предназначении любого из них.
– Все начинается с поступления экспонатов, – продолжает наша собеседница. – Часть предметов, например, личных вещей видных деятелей нашего края, нам передали их родственники, часть – это результат специальных ПОИСКОВ наших сотрудников, которые в экспедициях занимаются собирательской работой.
Бывает и такое, что вещи в музей приносят случайные люди. Несколько лет назад сюда попали бутылки XIX века, найденные рабочими у филармонии. Кроме того, одним из источников поступления экспонатов является ежегодная декабрьская акция “День дарения”, приуроченная ко дню рождения музея, когда любой желающий может подарить предметы старины.
– Мы, разумеется, не можем хранить абсолютно все, поэтому после того, как потенциальный экспонат попадает в музей, им занимается экспертная фондовая комиссия. Она и дает оценку, представляет ли вещь историческую и культурную ценность или же нет, -продолжает специалист.
Затем начинается кропотливая исследовательская работа по сбору, анализу информации о предмете, его описанию. Когда эта процедура закончена, экспонаты формируются по большим коллекциям, в зависимости от того, что это за предмет: ткань, фотография, мебель и так далее.
– Каждый сотрудник фондов музея занимается определенной темой, – рассказывает Галина Иванушкина. – Я занимаюсь памятниками материальной культуры. Предметов в этой коллекции несколько тысяч. Это мебель, посуда, часы, музыкальные инструменты и многое другое.
– А можете рассказать о каком-нибудь очень редком, уникальном экспонате вашего музея?
– У нас почти все они редкие и уникальные, так сразу и не выберешь.
Но, подумав немного, Галина Борисовна показывает любопытную вещь, имеющую свою историю.
МАСТЕР ОТ БОГА
В бутылке, запечатанной пробкой, “спрятан” резной деревянный двухэтажный домике крышей. Внутри него сидят птицы. На клочке бумаги, помещенной в эту же бутылку, четко видна дата – 1810 год (ему более 200 лет!). Есть слово “мастер”, но вот имени уже не разобрать. Этот предмет еще ни разу (!) в краеведческом музее не экспонировался. Это как раз одно из тех сокровищ, которые хранятся в музейных фондах.
Сейчас для нас подобные вещицы стали привычными. Известны многим сувениры “Кораблик в бутылке”, где чаще всего морское судно – складная конструкция. Попав в бутылку, оно расправляется с помощью специальной веревочки. Но представьте, какой диковинкой такой предмет был в XIX веке! Кем бы ни был его создатель, он – мастер-золотые руки. Секрет этой постройки остался неизвестным, но можно предположить, что это ручная сборка вырезанных из дерева деталей, которые нужно было собирать прямо в штофе.
– Эта бутылка была экспонатом в музее Поливанова. Музей он создал в селе Акшуат (ныне Барышского района)как частный, а в 1918 году штоф попал в Симбирский народный музей и является одним из первых экспонатов краеведческого музея.
Всё-таки приятно было в очередной раз побывать в месте, где для будущих поколений хранится память о родном крае, где прошлое соприкасается с настоящим и будущим.
Вера МЕРКУЛОВА

Музей с 1918 года располагается в доме-памятнике И.А. Гончарову, построенном специально для музея архивной комиссии в 1912-1915 годах по проекту местного архитектора Августа Шодэ.
В1956 году музею присвоено имя И. А. Гончарова. В 1970-1990-е гг. были открыты следующие филиалы Краеведческого музея: в 1974 г. – музей “Конспиративная квартира Симбирской группы РСДРП (1904-1906 гг.)”, в 1982 г. – музей И. А. Гончарова, в 1990 г. – Ундоровский палеонтологический музей, в 1999 г. – Литературный музей “Дом Языковых”. В 2003 г. в р.п. Языкове был открыт комплекс “Усадьба Языковых”.