У меня страсть к книгам и журналам, и, будь моя воля и возможности, я стащил бы к себе всю печатную продукцию, которая мне попадается. Но возможности ограничены, и я храню только какие-то крохи, среди которых недавно появился майский 1995 года номер журнала «Огонек». Это праздничный номер, посвященный 50-летию Победы.
На обложке – еще живой Юрий Никулин, участник войны, и его короткое поздравление с праз-дником. Внутри вполне мирные тексты чередуются с материалами о войне. Среди прочих интервью с еще живым писателем Виктором Астафьевым, также ветераном, говорившим о признаках фашизма в современной России и резко отрицательно отзывавшимся о маршале Георгии Жукове, завалившем поля сражений трупами советских солдат, кости многих из которых и сейчас там валяются. Не жаловал писатель этого маршала.
Если георгиевская лента – символ Победы, думал я, то журнал не мог мимо нее пройти. Стал пристрастно листать страницы в поисках либо самой ленты, либо упоминаний о ней, но не нашел. Нигде, ни слова, ни полслова. Впрочем, я уже знал, что 20 лет назад ни о какой георгиевской ленте времен той войны никто ничего не слыхал. Цвета этой ленты были элементом оформления военной награды царской поры – Георгиевского креста, отмененного после революции 1917 года Лениным. Орден Святого Георгия был возрожден лишь в 1992 году. В общем, ни сам орден, ни его лента к Великой Отечественной войне никакого отношения не имеют. Больше того, эта лента может оскорблять память погибших на фронтах, поскольку в ту пору еще сильны были антицарские настроения, и такая символика была неприемлема. Использовали ее только воевавшие против СССР власовцы. Как, кстати, и трехцветное знамя.
Цвета, похожие на георгиевские, появились на учрежденном в годы войны ордене Славы, но эта лента называется не георгиевской, а гвардейской. То есть трюк с превращением георгиевской ленты в символ Победы в Великой Отечественной войне можно, видимо, расценивать как фальсификацию военной истории и шире – истории СССР. Но откуда взялся этот морок?
По одной из версий, полосатый символ изобрела некая дама из РИА «Новости» в 2005 году, когда отмечалось 60-летие со дня окончания Второй мировой войны. Я же убежден, что идея принадлежит сотовой компании «Билайн», как раз в 2005 году проводившей ребрендинг своей торговой марки и придумавшей двухцветную раскраску «под пчел».
Но правдой могут быть обе эти версии: вбрасывая в общество символ Победы в виде двух полос, дама одновременно работала на «Билайн», и, наблюдая, какая грандиозная разводка получилась, хозяин «Билайна» Михаил Фридман может довольно потирать руки. Вот тут особенно жалко молодых, часть из которых (не те, кто привязывает ленточку к бамперу сделанного в Германии «Мерседеса»), вероятно, искренне восприняла этот символ как символ Победы, не заметив, что над молодыми просто глумятся.
А символ Победы есть – это Красное Знамя, то самое, которое было в 1945-м поднято над Рейхстагом. Но его приватизировали коммунисты. Из страха перед коммунистической идеей власть, скорее всего, и пошла на подмену, оттеснив на задний план Красное Знамя Победы и вознеся эти билайновские полоски, с которыми каждое 9 Мая народ теперь и ходит.
Василий Мельник