Как правило, перед началом учебного года в СМИ появляется довольно много пафосных или критических публикаций и репортажей, связанных со школой и системой образования. При этом выступают, как правило, журналисты или управленцы: представители министерств, департаментов, управлений образования. Нам, обычным школьным учителям, хотелось бы тоже высказать свое мнение о школьных проблемах, которые мы не только видим, но уже третий год решаем на уровне исполнительной и судебной властей.

На наш взгляд, государство по отношению к учителям является недобросовестнейшим работодателем, обрекающим их на ничтожную заработную плату: ставки учителей ниже или соизмеримы с прожиточным минимумом. Более того, при подобной оплате государство обрекает учителей на принудительный бесплатный труд.

Учителям, не имеющим дополнительных должностей и классного руководства, оплачивают только учебную нагрузку по тарификации, то есть соответствующее нагрузке количество астрономических часов (уроков и перемен), которые и являются реальным рабочим временем учителя. При этом вся остальная трудовая деятельность учителя, связанная с домашней подготовкой к урокам, подготовкой огромного количества планов, отчетов, дидактических и методических материалов, дополнительными занятиями с учениками, участием в различных школьных и внешкольных мероприятиях, проводимых в нерабочее время учителя, – все это никем не учитывается и никак не оплачивается! Символическая плата за проверку тетрадей производится только учителям русского и иностранного языков, начальных классов и математики. Все остальные учителя эту почти ежедневную и продолжительную по времени работу делают бесплатно!

Согласно ст. 54 Закона «Об образовании» «Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Но, несмотря на существование данной статьи Закона, наибольшая часть обязательной трудовой деятельности учителя, как уже говорилось, никем не учитывается и никак не оплачивается!

По поводу ведомственных и внутришкольных нормативных правовых актов, нарушающих Трудовой кодекс и Конституцию РФ и обрекающих учителей на принудительный бесплатный труд, мы обращались в суд, где наши требования были удовлетворены частично.

Решением Ленинского районного суда от 16 августа 2007 года признан недействительным пункт 2.9.б коллективного договора МОУ СОШ №6, согласно которому директор школы имел право заставлять учителя без его согласия проводить часы замещения. Поскольку этот пункт содержится в типовом варианте, распространяемом обкомом профсоюза работников просвещения, то он присутствует в коллективных договорах всех школ. Мы хотим, чтобы учителя знали о противозаконности этих требований и пользовались своим правом отказываться от принудительной работы без их письменного согласия, да еще и за меньшую заработную плату или при отсутствии таковой.

Нам удалось решить и еще одну проблему, связанную с рекомендацией Управления образования мэрии директорам и главным бухгалтерам школ взыскивать с учителей налог с ежемесячных компенсаций за книгоиздательскую продукцию. По поводу незаконности этой рекомендации мы обращались к депутату Законодательного Собрания Алексею Куринному. Благодаря его вмешательству прокуратура Ленинского района признала взыскание налогов со 100 рублей незаконным. А глава города Сергей Ермаков проявил инициативу и увеличил сумму компенсации учителям на книгоиздательскую продукцию аж на целых 14 рублей! К сожалению, эту «столь ощутимую» прибавку нам, учителям, не выплатили с января 2008 года, как это предполагалось решением Городской Думы. А в нашей школе, например, от учителей вообще скрыли факт повышения этой компенсации и отмены налога на нее! Возможно, учителя других школ тоже ничего об этом не знают, а так же, как и мы, продолжают получать 100 рублей компенсации.

Есть и еще одна проблема, которую мы хотим озвучить.

Уже говорилось о размерах наших ставок, которые либо ниже прожиточного минимума, либо едва дотягивают до него. В то же время при расчете заработной платы используются такие модели, которые незаконно удерживают с учителей даже те ничтожные средства, которые они заработали. Эти модели используют директора и главные бухгалтеры школ после перехода школ на систему самофинансирования.

Приведем конкретные примеры, которые мы выявили в течение последних трех лет в нашей школе. Во-первых, учителям незаконно не выплачивали так называемые вознаграждения за классное руководство (1000 рублей) во время их пребывания на больничном или на курсах повышения квалификации. Во-вторых, учителям не выплачивают доплаты, например, за проверку тетрадей, во время каникул. В-третьих, при уходе в отпуск с середины месяца, например, с 16 июня, учителя получают зарплату за июнь меньшую, чем за половину обычного месяца. В-четвертых, при работе учителей в больнице используют такую модель оплаты, при которой происходят не только задержки, но и неполная выплата заработной платы во время отпусков.

Уже три судебных решения признают незаконность задержек и неполной выплаты заработной платы, но Управление образования мэрии и директор нашей школы не считают нужным признавать судебные решения и продолжают незаконно уменьшать и без того скудные зарплаты учителей.

При этом особенно бросается в глаза, что оклады самих чиновников от образования в 5-10 и более раз превышают оклады учителей, а количество этих чиновников и чиновничьих структур, например, департаментов, увеличивается просто угрожающими темпами.

Учитывая затраты на бесчисленных управленцев, учителя и далее будут обречены на нищенские оклады и незаконные поборы из их зарплат. С декабря грядет очередной эксперимент над учителями – введение отраслевой оплаты труда, при которой, по заявлениям авторов этой системы, работодатель будет единолично определять размеры заработной платы своих работников, а оплата работы учителя ставится в прямую зависимость от оценок его учеников! Думаем, что при таких нововведениях модели незаконного уменьшения учительских зарплат, которые мы оспариваем сейчас в судебных инстанциях, покажутся нам просто цветочками!

Нам могут сделать замечание по поводу того, что учителя работают не за деньги, их работа – это великая и почетная миссия, которая требует самоотречения и бескорыстия.

Не будем с этим спорить. Но при этом заметим, что не следует паразитировать на этой внутренней позиции и благородстве учителей и обрекать их на нищету, дискриминацию, бесправие и принудительный бесплатный труд. Успехи и благополучие системы образования, успехи выпускников школ зависят все-таки не от количества и благосостояния бесчисленных «управленцев», а от социально признанного статуса учителей, от их материального и морального благополучия, от их достоинства, творческой и личностной свободы. Мы убеждены, что учеников воспитывают не слова учителя, а его личность.

Нищие и бесправные учителя смогут воспитать лишь рабов или преступников. Только свободные, достойно живущие в соответствии с государственными законами и гарантиями учителя будут способствовать формированию таких же новых поколений граждан своей страны.

Нина ТИСЛЕНКО, Юлия НАДОЛЬСКАЯ, преподаватели ульяновской школы №6.