В различных СМИ неоднократно описывался процесс развала и доведения до банкротства крупнейшего в Европе авиакомплекса – ОАО «УАПК «Авиастар». Была серия статей: «Авиастар – история убийства», «Кому принадлежит Авиастар» и т.д.

Те, кому небезразлична судьба завода, всю эту историю хорошо знают.

Главное, что в результате преобразований УАПК в 1998 году появилось новое предприятие – ЗАО «Авиастар-СП», включающее в себя весь производственный комплекс и свободное от долговых обязательств «Большого Авиастара».

Сегодня ЗАО «Авиастар-СП» – современное, перспективное предприятие, имеющее пакет заказов на несколько лет, по итогам 2003 года впервые получена прибыль, на заводе растет заработная плата, идет набор рабочих и служащих.

А «Большой Авиастар» – ОАО «УАПК «Авиастар» сегодня фактически банкрот, с долгами почти 2 миллиарда рублей. По итогам процедуры внешнего управления внешним управляющим, аудиторами Счетной палаты РФ сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности УАПК, необходимости признания его банкротом и открытии конкурсного производства.

Что это означает на деле:

1. В результате реализации остатков имущества кредиторы получат пусть не в полном объеме, но определенные реальные средства, пропорционально долгам УАПК перед ними.

2. В рамках расчетов будут возобновлены выплаты дивидендов акционерам ОАО «УАПК «Авиастар» за 1995 год, приостановленные из-за арестов имущества и денежных средств предприятия за неуплату текущих налогов.

3. Жилой фонд УАПК, дороги, объекты медицины, земельные участки будут наконец официально переданы в муниципальную и федеральную собственность, что позволит заложить в бюджет средства на их содержание – дотацию выпадающих доходов по жилью, выплату субсидий гражданам, ремонт и очистку автодорог, финансирование медучреждений. Сегодня у «Авиастара» на это нет средств, а город и область для этого «не имеют юридических оснований».

4. После передачи жилого фонда в собственность города возобновится процесс приватизации гражданами квартир и комнат, остановленный сегодня Департаментом регистрации недвижимости из-за «отсутствия подтверждения права собственности УАПК на жилые дома».

5. Вопросы расселения общежитий УАПК, закрепления жилплощади за проживающими гражданами будут сразу решаться на уровне комиссии мэрии по жилью, минуя ведомственные этапы.

6. Вопросы технического обслуживания, текущего ремонта, вывоза мусора в жилом фонде УАПК будут решаться напрямую специализированными предприятиями ЖКХ города и области.

7. После передачи в государственный земельный кадастр участков (около 200 га), которые сегодня формально числятся за УАПК, появится возможность развития инфраструктуры нового города (жилые дома, магазины, кафе, многоэтажные парковки и т.д.), создания новых рабочих мест за счет средств частных инвесторов, которые не могут оформить аренду земли в городе, т.к. у города «свободной земли нет».

8. Вопросами выдачи справок о зарплате, подтверждения льготного стажа для начисления пенсий будет профессионально заниматься городской архив, куда передаются все документы предприятий-банкротов.

9. После ликвидации УАПК навсегда исчезнут юридические риски пересмотра решения о создании ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Туполев», других предприятий. Повысится их инвестиционная привлекательность. Вовлечение этих предприятий в процедуру банкротства УАПК было бы для них губительным.

Мина под завод

Все вышеперечисленные планы, связанные с дальнейшей судьбой УАПК, полностью соответствуют положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», поддержаны полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко и руководством ЗАО «Авиастар-СП».

Однако такая перспектива устраивает не всех. 6 мая состоялось заседание арбитражного суда Ульяновской области, на котором рассматривалась жалоба ФСФО России на действия внешнего управляющего ОАО «УАПК «Авиастар» Игоря Игина.

В своей жалобе ФСФО просило продлить срок внешнего управления и отстранить Игина от исполнения обязанностей внешнего управляющего.

История этой жалобы такова. ФСФО России являлось уполномоченным органом, представляющим интересы государства в делах по банкротству. В процессе последних изменений в структуре правительства РФ, в соответствии с указом президента РФ, этот орган был ликвидирован. На переходный период ФСФО сохраняет свои полномочия до 18 июня. Вероятно, напоследок руководству ФСФО захотелось «вписать» свое имя в историю российской авиации. Можно только догадываться о причинах столь активного служебного рвения чиновников, отправленных в отставку.

Просьба о продлении срока внешнего управления означает, что руководство ФСФО нашло источники восстановления платежеспособности УАПК.

Искать их долго не надо. Достаточно через арбитражный суд признать недействительным образование в 1998 году ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «Туполев», как на балансе УАПК окажутся основные средства на сумму более 5 миллиардов рублей. Все работники «Авиастар-СП» автоматически переводятся назад в штат УАПК, а руководителем «восстановленного» предприятия станет новый внешний управляющий ОАО «УАПК «Авиастар».

Неплохая перспектива. И все вроде бы по закону. И интересы государства ФСФО защитило. И долги в бюджет взыщут – арестуют и продадут корпуса, станки, недостроенные самолеты, запасы материалов.

Вот только авиазавода в Ульяновске больше не будет, а будет 10 тысяч безработных с семьями.

Сегодня в России, в период нестабильности производства, наличия незагруженных производственных мощностей, в условиях жесткой конкурентной борьбы за заказы, распространение банкротства на ЗАО «Авиастар-СП» будет означать гибель завода.

Такой процесс «реанимации» напоминает принудительную пересадку органов от молодого здорового человека безнадежно больному должнику, который ожидает наследство.

Тень Пиорунского

Игин категорически против подобного плана. Поэтому ФСФО решило заменить его на послушного человека, для которого «интересы государства» выше «местнических интересов» работников «Авиастар-СП» и жителей нового города.

Итак суд 6 мая состоялся. Коллегия в составе судей Рябухина, Гавриловой и Хохловой вынесла судьбоносное для авиазавода решение – «жалобу ФСФО удовлетворить, срок внешнего управления продлить до 20 августа 2004 года, Игина Игоря от исполнения обязанностей отстранить».

Интересно, что новый внешний управляющий, некий Ренгард, является членом союза арбитражных управляющих (СРО), учредитель которого Оганян – член Совета Федерации от уже несуществующего Коми-Пермяцкого автономного округа – замечен в теплой дружбе с замами губернатора Ульяновской области Пиорунским и Миримским.

Теперь остается ждать решительных действий нового внешнего управляющего по «защите интересов государства» в рамках вышеизложенного сценария.

Как это своевременно в канун предстоящей кампании по переизбранию В.А.Шаманова. Красивый ход – в рамках программы «возврата активов» УАПК вернуть назад и «передать государству» пакеты акций «Авиастар-СП» и ОАО «Туполев».

У государства из-под носа

Но это фарс. На самом деле уже сегодня государство полностью контролирует «Авиастар-СП» – через ОАО «Туполев». Председателем совета директоров ЗАО «Авиастар-СП» является С.В.Кириенко. Поэтому под флагом возврата активов на деле крупнейшими акционерами УАПК, а значит и хозяевами «Авиастар-СП», станут скандально известные акционеры – ГЛК «Лидер» и близкие ему структуры. Государственный пакет акций будет размыт, а контроль над заводом – потерян.

На местном уровне тоже последуют «положительные» изменения – подешевеют квартиры в Заволжье, гаражи и дачи, на рынке окажется много квалифицированной дешевой рабочей силы, современных станков, производственных и административных корпусов.

Одним словом, будет все, чтобы «привлечь инвестиции» в Ульяновскую область. Приходи любой олигарх, скупай по частям или сразу завод, нанимай дешевых специалистов, заселяй своих менеджеров в квартиры в экологически чистом районе и «производи» – например, запчасти для «Боинга» – или собирай «Мерседесы», «Феррари» и «Лексусы». Они сейчас в Москве очень популярны, а земля, производственные площади и рабочая сила там очень дороги.

Так что, «нет худа без добра». Напрасно Игин противился планам ФСФО, мог бы сам весь этот процесс возглавить. А теперь слава достанется неизвестному менеджеру и областным чиновникам.

Надежда на здравый смысл

Последнее слово в этой истории еще не сказано, впереди рассмотрение апелляционной жалобы новым составом суда и кассационной жалобы в Приволжском федеральном арбитражном суде в Казани.

Надежда на победу здравого смысла остается. А пока, в знак протеста против решения суда, весь коллектив ОАО «УАПК «Авиастар» подал заявления об увольнении, работа предприятия парализована. Рассматривать обращения граждан, выдавать пенсионные справки, решать вопросы с жильем и уборкой мусора некому.

Вряд ли новый внешний управляющий будет заниматься подобными мелочами – не барское это дело.