Учиться четыре года вместо пяти и самому выбирать предметы для изучения – скоро это станет реалиями жизни российских студентов. 24 октября Президент Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования. После 4-х лет учебы студент будет получать степень бакалавра, после 5-6-ти – степень магистра. О том, чего ждать от нововведений и студентам, и преподавателям, в интервью «МГ» рассказал первый проректор УлГТУ Сергей Королев.

– Сергей Яковлевич, с какой целью вводится двухуровневая система образования?

– Причин несколько. Прежде всего, это необходимость интеграции с европейскими и другими системами образования, в которых такого понятия, как «специалист», нет. У нас в дипломе написано «инженер», и этого в Европе никто не понимает. Когда они спрашивают, какое у меня образование, а я отвечаю «инженер», мне говорят: «Я понимаю, что ты работаешь инженером, а образование-то у тебя какое?». То есть они имеют в виду степень и глубину образования, а вовсе не специальность.

– В чем отличие «бакалавра» и «магистра» от наших традиционных «инженер», «учитель», «специалист»?

– В нашем дипломе об образовании указана достаточно узкая специализация, и само название специальности, как правило, более узкое, чем это принято за рубежом. В связи с этим и специальностей гораздо больше. Выпускники высшей школы в Европе менее готовы к конкретной работе, но имеют больше возможностей к переквалификации.

– Так что же за зверь такой -бакалавр?

– До сих пор многие считают, что бакалавр – это «недоучившийся инженер», хотя это совершенно не так. Степень бакалавра предполагает широкую фундаментальную подготовку -как гуманитарную,так и естественнонаучную. При этом знания в области общих дисциплин даются глубже, чем для классических специалистов. И, конечно, азы специальных знаний, чтобы человек мог ориентироваться в будущей профессии. Бакалавр имеет право занимать все должности, которые требуют высшего образования, однако

профессиональной подготовки может быть недостаточно. Поэтому на Западе часть бакалавров либо доучиваются уже на производстве, либо поступают в магистратуру.

– Что будет с теми, кто уже учится?

– Те, кто принят в этом году на программу «специалиста», будут доучиваться по этой программе и получат соответствующие дипломы специалистов. По желанию они смогут написать заявление и перейти на программу бакалавра. После введения новых образовательных стандартов студенты будут зачисляться только на программы бакалавров.

– Есть ли смысл переходить на программу бакалавра нынешнему четвертому курсу?

– Каждый решает сам. У нас и сейчас перед 4-м курсом студенты переходят на программу бакалавров. Это, в основном, те, кто решил связать свою жизнь с наукой. Они получают диплом бакалавра, идут в магистратуру, потом – в аспирантуру. Есть и другая категория – работающие студенты, которые уже обладают достаточными знаниями и нашли высокооплачиваемую работу. Им важно, что это диплом о высшем образовании, с которым можно занимать все должности. Пусть он более низкого уровня, но тем не менее…

– Как изменится сам образовательный процесс?

– До сих пор учебный план в университетах был достаточно жесткий.

Основную часть предметов составлял федеральный компонент – то, что обязательно к изучению. Нам предлагают принципиально иную схему. Большую часть дисциплин студент будет выбирать сам, как это происходит на Западе. То есть человек должен сам определиться с траекторией своего образования. На выбор учащимся предложат несколько блоков с разными дисциплинами, а они сами решат, какой предмет и у какого преподавателя прослушают в этом блоке. Количество выбранных дисциплин в каждом блоке определенное и не может быть меньше установленного. Может получиться и так, что какие-то преподаватели просто останутся без работы, и к этому нужно быть готовым…

– Наверное, преподаватели относятся к переменам негативно…

– Как правило, да. Но, на мой взгляд, это действительно очень спорный вопрос. Советская система высшего образования признавалась одной из лучших в мире. Когда мы запустили первый искусственный спутник Земли в 1957 году, этого никто не ожидал. Американцы долго отходили от шока, а потом взяли на вооружение многое из нашей системы.

И сейчас мы можем перечеркнуть многое из того, что было хорошего в России и в Советском Союзе. Мы отказываемся от тех принципов, на которых были заложены наши многолетние традиции, во имя интеграции с мировыми системами. А ведь и «у них» все не так просто. В Европе – например, в Германии и Австрии – выпускаются не только бакалавры, но и те же специалисты. Не вся Европа спешит становиться единообразной. Но это уже вопрос государственного уровня…

– Разделение будет введено уже со следующего года?

– Планировалось ввести новые стандарты с 1 сентября 2007 года, но, как видите, не успели – вузовская общественность неоднозначно отнеслась к новшествам и настаивает на вариантах более мягкого вхождения в новую систему. Тем не менее, позиция Правительства по этому вопросу достаточно жесткая.

Источник: “Молодежная газета” №43 от 2 ноября 2007 г