Инициатива наказуема: за то, что жильцы заменяют старые трубы, управляющая компания отказывается их обслуживать… То есть и менять не хочет, и чинить – только деньги за содержание и ремонт собирать не забывает.
Абсолютно типичная ситуация, с которой сталкиваются многие жители ульяновских многоэтажек из старого жилого фонда. Капремонты не проводились со дня сдачи дома – по 30-50 лет, все трубы текут, УК разводит руками. Тоже самое и у меня на ул. Кирова, 20. Даже пересказывать не буду, что и решения судов есть, и заменить всю инженерную систему давно должны, но только ничего не происходит с ремонтом. Такая же картина в большинстве подобных МКД – ничего необычного.
Все знают, что делать, когда протекает стояк. Звоним в УК – придите, помогите! Заваливается сантехник, за ним сварщик, естественно, все в грязных сапожищах и ватниках, в которых до этого по загаженному подвалу лазали. Просьба хотя бы снять обувь воспринимается как личное оскорбление! Во всем грязном проходят в детскую спальню и начинают варить стояк над кроваткой, разбрызгивая вокруг искры и гарь.
Разок такое можно потерпеть. Но каждый год, каждую зиму, весну?.. Начинает надоедать. Опять же залатанная труба с хомутом рано или поздно все равно продолжает течь, так как проржавела насквозь и чинить ее бесполезно, а менять УК отказывается. Говорят: денег нет, материалов нет. Наконец жилец за собственные деньги покупает трубы, приглашает работников и ставит эти злосчастные стояки, чтобы ему перестали каждый раз квартиру громить и заливать после протечек. Ибо убирать за собой и компенсировать ущерб УК тоже не хочет.
Если не все, то очень многие жители именно так и поступают, то есть, плюнув на попытки бороться с равнодушием и разгильдяйством своей УК, просто делают все сами. Практически везде сегодня устанавливают вместо старых чугунных новые полипропиленовые трубы. И вот с чем пришлось столкнуться.
Недавно проводилась у нас в доме промывка системы отопления. За зиму из-за теплового расширения на одном из стояков расшаталась соединительная шайба и начало капать. Вызываю сантехника, мол, придите гайку затяните, чтоб не капало. У меня у самого просто разводного ключа под рукой не оказалось. Да и, в конце концов, осмотр системы отопления и устранение протечек, наверное, все же входит в обязанности УК. Уж не такое это великое затруднение – пару раз ключом повернуть! Так подумал я. Но не тут-то было…
Пришел сантехник. Естественно, не разуваясь прошлепал в комнату, глянул и, развернувшись, пошел на выход.
– Подождите, а как же протечка, а как же шайбу подтянуть?! – забеспокоился я.
– Мы полипропиленовые трубы не обслуживаем, пусть тот, кто вам их ставил, и затягивает шайбу! – пробурчал «специалист» и ушел в подвал, где просто слил воду со стояка.
То есть сантехник УК не только ничем не помог, а (из вредности, что ли?!) еще и воду слил, весь объем которой нам потом выставят в ОДН. А я остался с отвисшей челюстью и, что называется, у «разбитого корыта».
Вначале я подумал, что это самоуправство и какие-то капризы самого сантехника. Перезвонил в обслуживающую организацию ООО «СантехРем», но там мне подтвердили, что это политика компании такая – «трубы из полипропилена не обслуживаем».
«Какой-то абсурд!» -опять подумал я. То есть моя обслуживающая компания, которой я плачу за обслуживание, меня не обслуживает. А кто тогда?! Куда обращаться-то? Мне что – дополнительно заключать договор на обслуживание стояков персонально на отрезке в моей квартире с какой-то еще другой организацией? Написал обращение в «ГУК Железнодорожного района». Оттуда прислали того же самого сантехника, но в сопровождении с бригадиром, который, впрочем, только еще раз подтвердил то же самое: «Полипропилен не обслуживаем».
Разводной ключ я нашел, шайбу затянул. Однако вопрос-то остался нерешенным. Сегодня гайка разболталась – ерунда, а если завтра что-то более серьезное случится – куда мне обращаться, что делать, если моя УК за мои деньги меня обслуживать отказывается?
– Если отказываются, обращайтесь к нам в Контакт-центр с письменным заявлением, будем через суд учить УК работать! -говорит директор Контактцентра при Главе города Ульяновска Денис СЕДОВ. – К сожалению, это не единичный случай, и у нас уже были прецеденты с другими управляющими компаниями, которые отказывались обслуживать стояки. Однако суд однозначно решил, что это обязанность УК – обслуживать стояки, и неважно, из какого материала (чугуна или из полипропилена) они сделаны. Но при этом важно понять, если замена общего имущества, в частности стояка, была произведена самовольно, то есть без предварительного уведомления и согласования с управляющей организацией, гражданско-правовую ответственность за возможное причинение убытков будет нести собственник жилого помещения.
Действительно, ну и что, если стояки заменила не сама УК, а какая-то другая организация или сам жилец? Можно подумать, когда компания принимала дом в управление, она сама с нуля установила и заменила там всю инженерную инфраструктуру. Тем паче, я, например, у себя в квартире никогда не препятствовал УК, даже наоборот: пожалуйста, приходите, осматривайте, если не нравится, ставьте свои стояки, какие хотите, из какого хотите материала! Иначе как-то нечестно получается: я за свои средства произвел работы, которые входят в обязанности УК, а мне вместо компенсации высказывают претензию, мол, пусть кто вам ставил стояки, их и обслуживает!
Притом что я, по сути, подарил УК дополнительные деньги, которые она сэкономила на замене стояков, а в благодарность меня наказали отказом в обслуживании. Как будто я какое-то преступление совершил! Хотя на самом деле никакого нарушения в самостоятельной замене стояка нет. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.
– Сама по себе замена металлических труб на полипропиленовые законом не запрещена. Существуют нормативные документы (в частности, СП 40-103-98 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем холодного и горячего внутреннего водоснабжения с использованием металлополимерных труб», СНиП 41-01-2003 г. «Отопление, вентиляция и кондиционирование»), которые определяют требования к материалам и порядку их применения, – комментирует адвокат Григорий КАЛЕНОВ. – Общие рекомендации выглядят следующим образом. Если в квартире начал подтекать стояк отопления, либо ГВС, ХВС, то собственник обращается в управляющую организацию с требованием заменить стояк. Требование оформляется в письменной форме в двух экземплярах. Если управляющая организация не производитзамену стояка, то собственник находит стороннюю организацию, заключает с ней договор о замене стояков, уведомляет об этом УК (опять письменно). По окончании работ собственник обращается в УК с требованием возместить убытки (приобретение труб и работы по их замене), причиненные ему незаконными действиями УК. При таких вариантах конфликт будет исчерпан.
P.S. Любая реформа ЖКХ в конечном итоге упирается и зачастую разбивается о мозолистый кулак рабочего – дворника или сантехника. Мы можем издавать сколь угодно красивые законы, писать витиеватые стратегии развития отрасли, проводить громкие форумы, но вот если они – эти простые люди с метлой и гаечным ключом в руках – работать не захотят, так ничего с места и не сдвинется. И за примером далеко ходить не надо. Помните, как наш Президент Владимир ПУТИН однажды сказал: да, у меня, мол, иногда тоже из крана ржавая вода течет. Вот и вся реформа ЖКХ! Чего уж о нас, простых смертных, говорить, когда даже главе государства не можем нормальные трубы поставить?! Поэтому главная стратегия ЖКХ и главная задача реформы, на мой взгляд, – создать такие условия, при которых конкретные дворники и сантехники в конкретном доме захотят работать. Иначе, пока они не захотят, все – пустое.
Алексей Николаев