После многолетней планомерной борьбы с рынками власти пришли к выводу – без базаров сохранять продуктовую безопасность и сдерживать стремительно растущие цены на еду все труднее.
Согласно данным опубликованного на днях исследования аналитического агентства InfoLine, за последние десять лет в России количество рынков сократилось более чем в четыре раза – с 6444 в 2005 году до 1447 в начале 2015 года.
В Ульяновске эта тенденция проявилась еще более ярко – продуктовых рынков в чистом виде в городе не осталось вовсе. Крупнейший Центральный рынок давно стал универсальным – на месте традиционных продуктовых рядов выстроились торговые центры, а внутри прилавки с едой соседствуют с барахолкой.
Сокращение количества рынков произошло за счет роста доли торговых сетей в структуре розничной торговли. И сети задавили рынки! На месте бывших торговых рядов возводятся либо сетевые магазины, либо торговые центры (ТЦ), где продают одежду и ширпотреб. В Ульяновске примеров тому – масса. На месте бывших рынков на улицах Камышинской, Промышленной, Хрустальной теперь возвышаются ТЦ. А на днях пользующийся широкой популярностью у засвияжцев «Гастроном» по улице Рябикова был целиком отдан супермаркету «Магнит».
Стремительно падает и оборот розничной торговли на универсальных и специализированных розничных рынках. По данным Ульяновскстата, сегодня там тратят всего пять процентов от общего объема расходов населения на продукты питания. Причем в первом полугодии 2015 года этот показатель упал на 27,2 процента.
Не в последнюю очередь из-за исчезновения рынков цены на продукты питания становятся бесконтрольными. К примеру, в конце августа килограмм яблок стоил 107 рублей, хотя в сезон урожая цена обычно составляет 30-50 рублей. Примерно та же картина – и с другой сельхозпродукцией. Все потому, что продукция фермеров попросту не доходит до покупателя. На базарах и развалах могут реализовывать свою продукцию те некрупные производители, которые не в силах попасть в торговые сети из-за высоких требований к стабильности и объемам поставок, упаковке и так далее. Однако однозначно определить, где – на рынке или в супермаркете – продукты дешевле, сегодня невозможно. Сети предлагают лучшие цены зимой, когда доля отечественной продукции начинает уменьшаться, а доля импортной – увеличивается. Сети работают с большими объемами продуктов, поэтому они там, как правило, дешевле. Однако все меняется летом и осенью, во время сбора урожая, когда цены на базарах ниже магазинных на десятки процентов, а то и в разы.
Ульяновские власти уповают на сезонные сельхозярмарки, но доезжают до них далеко не все фермеры, к тому же их теснят перекупщики. Многие фермеры не умеют или не хотят заниматься торговлей. Поэтому, говорят специалисты, нужно развивать цивилизованную систему закупки, складирования и доставки продукции небольших сельхозпроизводителей до покупателя. Например, через кооперацию фермеров.
Активно бороться с разросшимися повсюду после объявления еще в 1990-х годах свободы торговли рынками власти стали в 2000-х годах. В частности, с 1 января 2013 года наступил полный запрет на уличную торговлю. Новая редакция Федерального закона №271, статья 24 которого предписывает: привычные для посетителей городских рынков торговые ряды из лотков и палаток – пережиток прошлого, вся торговля должна вестись исключительно в капитальных постройках.
Инициаторы нововведений заявляли, что новые требования – еще один шаг на пути к цивилизованной торговле: дескать, негоже в XXI веке продавцам стоять и в мороз, и в зной под открытым небом, а покупателям отовариваться на уличных развалах. Однако совсем иного мнения придерживаются предприниматели и посетители рынков. Закон принимался в Москве, потому не учитывает особенностей российской провинции. Несмотря на засилье сетевых магазинов, многие люди по-прежнему предпочитают ходить на рынки. И дело не только в формате торговли – многое из того, что покупается на рыночных лотках, в супермаркетах не купишь: свежее мясо, рыбу, молочные продукты «из деревни», соленья и тому подобное.
В последнее время можно часто наблюдать, и как сравнительно обеспеченные горожане закупают продукты на рынках, где осталось еще предложение свежей натуральной продукции, которой в торговых сетях – все меньше. Магазины заинтересованы в реализации продукции с максимальным сроком годности и зачастую просто не могут так деликатно работать со свежими продуктами: фруктами, овощами, мясом, рыбой, молочкой.
Дмитрий Минаев
Умный
Вы цены на “базарах” то видели? Дороже чем в магазинах+100% обвесят и обсчитают=итого выйдет ай-яй как дорого!
Аноним
ага….Мировые цены на продукты падают, а в РФ только растут
Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/russian_rinok/mirovye-ceny-na-produkty-padayut-a-v-rf-tolko-rastut/398943/