11 лет жизни мы проводим в школе. Именно там формируется основа нашего будущего. Все эти годы с нами рядом учителя. Кого-то из них мы помним годами, о ком-то ни разу не вспоминаем после выпускного вечера. А чем сегодня живут сами педагоги? Накануне Дня учителя мы провели своё исследование.
Предложение
Выступая на форуме «Территория смыслов» на Клязьме, премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев предложил учителям, которые недовольны низкой зарплатой, искать подработку в бизнесе. Реплика премьера многих покоробила.
— Это публичное признание невозможности государства обеспечить учителям достойный уровень доходов, а ведь это дело государственной важности. Низкие заработные платы — это, прежде всего, подавление мотивации учить качественно и с энтузиазмом. А это, уверен, дорога в тупик, — считает преподаватель философии одного из челябинских вузов Александр Немов.
Без нормальной системы образования наша страна обречена на прозябание на долгие годы и в конечном результате просто деградирует.
— Чтобы выжить, учитель набирает по 1,5-2 ставки и более в условиях старения и дефицита кадров. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит, — говорит преподаватель обществознания и политологии самарского вуза Татьяна Маслова.
Репетиторство как способ дополнительного заработка в нынешних условиях тоже не выход.
— О каком репетиторстве говорить, когда сегодня даже коробка конфет может быть расценена как взятка. Нас заведомо посылают в ловушку, поскольку частные уроки, без образования юридического лица, караются законом, — говорит учитель физики одной из ульяновских школ Наиля Федорова.
Между тем, сельские учителя свой побочный «бизнес» прекращать и не думают, вкалывая весь свой отпуск и выходные на огородах, иначе не прокормиться.
— Маленькие зарплаты ставят учителей в позицию нищих. А нищих у нас презирают. В результате учитель стал никем, — делится своим мыслями мама двоих школьников Марина Свешникова.
Петиции по следам выступления премьера собирались по стране пачками. Только волну эту незаметно сдули. И всё уже начало забываться, как вдруг известный журналист Владимир Соловьев подбросил дров в угасающий костер негодования. Речь идет о словах Владимира Рудольфовича во время прямого эфира на «Вести FM».
— Зачастую педагогические (вузы) набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями… С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю, — в частности сказал Владимир Соловьев.
И на фоне этого мы слышим о необходимости повышения престижа педагога!
Сладкая косточка
Слова Владимира Соловьева подняли вторую волну гнева. Вновь полетели петиции, теперь уже с требованием привлечь журналиста к уголовной ответственности за попрание чести и достоинства.
Однако всем негодующим, и учителям в частности, была брошена «сладкая косточка» в виде подтверждения того, что, мол, волноваться незачем, майские указы Президента о повышении зарплаты педагогам будут выполнены в полном объеме.
— Все мы помним, как наш Президент поставил перед правительством задачу о доведении заработной платы педагогам до среднего уровня по экономике. В действительности этот указ лукавыми методами обошли. Так, в мае правительство отчиталось, что по итогам 2015 г. зарплата у учителей подросла на 106% и составила по стране где-то 32,6 тыс. рублей, забыв упомянуть только, что всё это произошло за счет манипуляции расчетов путем сокращения по новой методике средней заработной платы в экономике в целом. Соответственно, зарплаты бюджетников по отношению к этой сократившейся средней в процентном отношении подросли, — считает доктор экономических наук Алексей Романов.
Специалисты посчитали: чтобы учитель шел в школу и работал по призванию, он должен получать на 15-20% выше заработной платы по региону.
— Может, моё мнение вас удивит, но я убеждена, нам, педагогам, так и надо! О нас ноги вытирают — мы молчим. Ведь ни одна петиция так и не набрала нужного количества подписей. А тем временем, в реальности зарплату не подняли, а урезали, и теперь средняя ставка учителя высшей категории еле дотягивает до 10 тысяч! Мне 66, и я еще бунтую! Мы идем по пути к обществу, в котором не нужны умные, нужны исполнительные, — считает педагог, народный учитель России Любовь Кириченко.
Момент истины с Соловьевым
Памятуя о том, что господин Соловьев, считает непрофессионалами всех тех, кто комментирует его без спросу, мы нашли-таки способ втиснуться в плотный график журналиста и вышли с ним на связь.
Приносить извинения учителям Владимир Рудольфович и не собирался:
Соло— Мы жили долго в государстве с социальными гарантиями. А потом решили — нужна свобода и побольше! Так нате — получите свою свободу. У нас нет никакого строя, и чтобы выжить, нужно крутиться. Но и это нас не устраивает. Мы хотим быть свободным и обеспеченными за счет государства. Да нет у него денег, ребята! Я получил хорошее образование, преподавал сам. Мои дети ходят или ходили в школу. Но я не готов уважать всех педагогов поголовно. Убежден, именно по призванию работают единицы, но они попадают в жернова общей системы. Значит, менять нужно всю систему образования целиком.
В подтверждение слов Владимира Рудольфовича приведем неутешительные результаты нашего собственного исследования, проведенного накануне выхода материала в Ульяновском педагогическом университете.
Стандартную статистическую мерку в 1200 респондентов мы сократили в десять раз, до 120. Однако, думается, это не сильно повлияло на исход данных.
Итак, из опрошенных 120 студентов разных потоков и специализаций с четким намерением преподавать поступили в вуз лишь 34,6% опрошенных — меньше 42 человек. Остальные пришли в педагогический просто за дипломом о высшем образовании. Из 42 потенциальных педагогов учительствовать планируют после окончания вуза всего лишь 18,9%, то есть 8 человек. Итого, в реальности в школе окажутся лишь пятеро из 120! Да и многие оставшиеся выпускники, вначале не планировавшие идти в школу, помыкавшись со своим дипломом учителя и не найдя другой работы, придут работать в школу, «просиживая» государственные деньги.
Студент-бюджетник обходится государству в год в среднем в 112-156 тысяч рублей (по минимуму). Получается, примерно 15 410 000 рублей в год тратится государством впустую на студентов, которые не будут работать «по призванию»!
Глядя на эти цифры, вспоминая некоторых нынешних учителей, их поведение и отношение к профессии, невольно начинаешь понимать точку зрения господина Соловьева.
Может, мы не правы? Выяснить, чем живет и дышит современный педагог, мы решили, обратившись к официальному источнику — сайту профсоюза. Оказалось, с Нового года ульяновские педагоги ничем не дышат… Поздравляющий Дед Мороз там последняя заметка.
И всё же…
Я выросла в семье учителей. Бесконечные методички, тетрадки, мамины уроки до глубокой ночи на кухне до сих пор в моей памяти. Тогда мне было обидно, приходилось делить ее любовь с другими детьми. Дверь в нашем доме не закрывалась никогда: бывшие и настоящие ее ученики ходили косяками просто так, чай попить или за советом. Меня зло брало, когда она, отправляясь с классом в цирк или музей, отдавала свои деньги за тех, у кого не было возможности купить билет. Но теперь я всё поняла. Помню, мама сломала ногу, так в хирургию её нёс на руках весь ее 10 В.
А однажды я стала свидетелем, как ее бывший ученик, которого я помнила еще мальчишкой-хулиганом Алешкой, теперь уже состоявшийся мужчина, крепко взяв ее за руки, с дрожью в голосе говорил:
— Я готов всю жизнь целовать ваши руки, мама, за то, что вы не дали мне пропасть и вырастили из меня человека.
Моя мама всю жизнь мечтала быть учителем. Ей казалось — достойней профессии нет. За сорок с лишним лет ее поток бесконечной любви к детям и преданности делу до сих пор не иссяк, невзирая ни на что. Так неужели она не заслуживает уважения и достойной платы за труд?
Ольга ФИЛИППОВА
Бык колхозный
“..Между тем, сельские учителя свой побочный «бизнес» прекращать и не думают, вкалывая весь свой отпуск и выходные на огородах, иначе не прокормиться…” Зачем Вы это написали?? Руководящая партия пришлёт проверяющих (из налоговой, СЭС, пожарной инспекции, упр. имущества …) и они выявят нарушения. Партии и правительству нужны налоги!! Вот и неприятности появятся. Жить сейчас можно в деревне только за высоким забором. С волкодавом на цепи.
Аноним
Главное- наращивать военные расходы, чтобы Запад нас боялся. на здравоохранение и образование денег не хватает, к сожалению. Надо держаться.
Аноним
Читаем как учителя подгоняют результаты выборов. И такая хрень по всей стране.
http://www.voinenet.ru/mneniya-i-otsenki/offtopik-my-i-mir-vokrug/12845.html
учителей к стенке!
За предательство народа!
Стоит задуматься
1. “Чтобы выжить, учитель набирает по 1,5-2 ставки и более” не стоит забывать что продолжительность рабочего времени учителя на 1 ставку 18 часов в неделю (3 урока в день), а не 40 как у прочих работников. И даже на 1,5 ставки учитель работает 27 часов(4,5 урока в день) в неделю. 18 часов на ставку установлена не потому что работа учителя очень тяжела, а потому что при 40 часовой рабочей неделе невозможно будет каждому учителю набрать полную ставку, так как в учебном плане часов на всех не хватит.
2. “..в условиях старения и дефицита кадров” не надо умалчивать о том как эти самые “старые кадры” распределяют себе максимум нагрузки, оставляя молодым учителям минимум часов с минимум заработной платы. тем самым выживая молодых специалистов из школы
3. не надо умалчивать о том, как вместо часов внеурочной деятельности учитель проводит платное репетиторство.
4. зайдите где нибудь в 14.00-15.00 часов в школу и вы увидите что как минимум половину учителей там уже нет.
5. не надо умалчивать о том что у учителей отпуск продолжительностью 56 дней, а не 28 как о у остальных работников
6. не надо умалчивать о том, что учителей есть льготная пенсия, которой нет у большинства другого населения.
7. и о том, что во время каникул и карантинов учитель либо вообще не ходит в школу, либо ходит на пару часов, при этом получая зарплату как за обычный рабочий день.
8. не надо умалчивать о том что сельским учителям компенсируются коммунальные расходы и как они на селе пользуясь этим освещают кроме дома все дворовые постройки, а так же заказывают избыточное количество угля для своих родственников и на продажу.
9. не надо умалчивать о том, как в школах идут постоянные сборы денежных средств с родителей, одной из целей которых является экономия денежных средств школы, которые идут на выплаты премиальных учителям.
10. Не стоит забывать, что бюджетные работники, в том числе и учителя, имеют право на льготную путевку в санатории.
Все вышеописанное касается не всех школ и не каждого учителя, но стоит задуматься, негативное отношение к учителю сложилось только ли из-за “нищеты”. В советское время должность учителя была также не самой высокооплачиваемой. Сейчас условия оплаты учителя точно не хуже основной массы населения страны. Но только учителя у нас постоянно не довольны заработной платой, может стоит оглянуться и посмотреть как живут другие люди и отношение к Вам станет лучше.
дед Пихто
к..и задумываться? Учитель это не только уроки! А подготовка, планы, проверки д/з и т.д. и т.п. не считается? Работяга домой свалил – всё, пиво пьёт. А педагог до позднего вечера дома работает…
Стоит задуматься
Не преувеличивайте. Проверки д/з не у всех учителей (физкультура, история, биология, труд и т.д.), планы каждый день не пишутся, а т.д. и т.п это что? больше ничего и нет. Обычный работяга свалил домой минимум в 18-00, а не в 14-00. И у работяги нет тех льгот как для учителей.
Взгляд
Стоит задуматься, а российский ли гражданин выступает под логином “Стоит задуматься”. По порядку: льгот на путевку в санатории нет, только через профсоюз и отнюдь не бесплатно; старых учителей не много, а если и есть, то только потому, что молодые не хотят работать за такую зп, они идут в бизнес как сказал медведь, вот поэтому нагрузка так и распределяется; льготной пенсии нет, есть право выйти раньше, пока, а пенсия отнюдь не большая, как у всех и рабочих и прочих; сборы, вас кто-то силой заставлял, факты – пишите в полицию, боитесь? – вы трус и подонок, даже если такое и происходит, то в карман учителю они никак не поступят, обычная логика жизни; отпуск определен гос-м, есть вопросы пишите президенту, в думу; внеурочная деятельность – скажем спс нашей власти, здесь все по закону
Стоит задуматься
Гражданин российский. Да путевки не бесплатно, но не за полную стоимость и не через профсоюз, а за счёт бюджета, вот ссылка http://leto73.ru/camping/. На счёт старых учителей, то что их не много вы сами себе противоречите, пишите что старых мало молодые не хотят идти, тогда кто же остается? В статье кстати тоже написано что “кадры стареют” .Льготная пенсия у учителей наступает после 25 лет работы по профессии. Мало или не мало это уже другой вопрос, у других категории населения и такой то нет. На счет труса и подонка не надо. В карман поступят, потому что съэкономеленный фонд оплаты труда школы переходит в стимулирующую часть которая распределятся между работниками школы в виде премий. Отпуск определен государством, так я и не говорю что его надо отменять, просто другие категории работников и такого то не имеют и работают.Только про этих работников с завидной регулярностью статьи подобные этой не выходят. И вообще смысл мой статьи был не в том что не надо повышать заработную плату учителям, а в том что не хуже всех они живут у нас в стране.
Взгляд
по этой ссылке ты еще очередь отстой, а потом за частичную стоимость поедешь, так что не бесплатно. Нет вы напишите какая пенсия у учителей, не думаю что больше 10-12 тыс. руб., вот хуже поверь, может хуже только работники здравоохранения. Предлагабю вам поработать, а потом писать выводы
Стоит задуматься
Во первых у других работников и такой очереди нет.
Во вторых еще раз повторяю, что суть моего поста не в том что не надо зарплату повышать, а в том что не надо писать что учитель хуже всех живет и работает на износ.
Взгляд
есть, все бюджетники УО имеют право на льготную путевку, читайте, вся инфо на сайте, который вы указали
Стоит задуматься
Я знаю что бюджетники имеют, а что делать с небюджетниками?
Взгляд
если работают на частника, то или создавать профсоюз, или требовать повышения зп и других условий, как в европе. Вообщето, разговор шел про бюджетников, не стоит менять темы.
деду
Ага! “до позднего вечера работает” А потом БАЦ! единая расея,путен,морозов победили,да? Знаем мы вашу “работу”!Ответите з анеё.
со стороны
И я дома допоздна работаю, хотя и не педагог. А рабочий день у меня заканчивается в 18.00. Но учителям на это всё равно: родительские собрания регулярно назначают на 17.30 и хоть ты лопни, но приди.
ЮрОк:
А шо будет,если не придти?
Взгляд
ты дебил, нет ты ДЕБИЛ, жертва егэ. Поработай хоть месяц, а потом пиши хрень достойную нашего руководства. Запомни щеня, учитель делает из твоего ребенка умного человека для будущего или дебила, вот видно из тебя сделали дебила.
Взгляду
Судя по Вашему комментарию, Вам крупно не повезло с учителями.
взгляду-2
Да нуу?!! А вот я вижу другую картинку. Учителя делают из наших детей бестолочей+фальсифицируют результаты выборов в своих школах. А это уже преступление!
Взгляд
это потому что запрос власти
взгляду
Отвечу Вашими же словами: вас кто-то силой заставлял, факты — пишите в полицию, боитесь? — вы трус и подонок
учитель истории
Ставка 18 учебных часов в неделю – это научно обоснованный максимум для нормальной = полноценной работы учителя. Опытный педагог со стажем и наработками может к ним добавить максимум 4-5 часов в неделю без ущерба для качества преподавания, то есть без ущерба для учеников, в конечном счёте, для их будущего успеха. Вот об этом стоит задуматься.
Каждый учебный час предполагает не менее часа подготовки к уроку. Даже с опытом, свободно владея материалом и методикой преподавания, учитель должен суметь передать свои знания, научить учиться, получать знания самостоятельно за 40-45 минут урока в 2-3-х классах по 20-30 учеников с разными способностями, уровнями подготовки и, как правило, далеко не горящими желанием учиться. По сути, миссия не выполнима. Но учитель её выполняет на протяжении многих лет на пределе нервных и физических возможностей. Поэтому он может (имеет право) взять годовой отпуск за свой счёт посреди своей педагогической карьеры, почувствовав, что силы на пределе, для восстановления работоспособности. Но фактически это невозможно, так как никаких накоплений, позволяющих год не работать учитель со своих учительских доходов создать не может.
Раз или два в жизни учитель получит бесплатное санаторное лечение. А кто-то так и не получит ни разу. Поэтому учитель, как правило, использует возможность уйти на льготную пенсию в 50-55 лет, чтобы суммируя зарплату и пенсию, выйти, наконец, на параметры майских указов президента, перейти из категории полунищих граждан в категорию благородной бедности. Полный выход на одну пенсию – это для учителя прыжок из бедности в тотальную нищету. Поэтому уже не имеющий сил и здоровья педагог продолжает работать до последней возможности. Страдают ли от этого молодые учителя? Наверное. Но, во-первых, молодые и не рвутся в школу = нищету, разве, действительно, от самой горькой жизни. Во-вторых, благодаря тому, что советские учителя ещё доживают свой век в школах, ученики ещё что-то знают, иногда. Лишать учителя этого часа на подготовку к уроку означает, что именно вашему ребёнку не будет уделено то необходимое внимание учителя, которое требуется именно ему, именно вашему чадушке.
Итак, 18 уроков и 18 часов на подготовку – это уже 36 часовая рабочая неделя по предмету. А вы же хотите, чтобы ваших детей ещё и воспитывали патриотически, эстетически, морально-этически, чтобы чадо человеком росло: ведь у вас на собственное чадо времени почти нет, вы крутитесь, деньги зарабатываете. Причём, в большинстве случаев такие же небольшие, такие же вшивые, как и учителя ваших детей. А внеклассная работа учителя – это время вообще безразмерное. Можете, в зависимости от фантазии, прибавить к 36 часам и десять, и больше часов. В любом случае, это будет рабочая неделя больше и 40, и 42 часов. По моим наблюдениям, никак не меньше 50. Это при ставке в 18 урочных часов в неделю. Значит, желающие довести почасовую нагрузку до 30-36 часов в неделю, предполагают, что учитель должен работать за среднюю по региону все 100 часов в неделю? Даже учитывая, что сфера образования – самый авторитарный после армии и тюрьмы социальный институт, что же тогда рабство?
Но главное, всё-таки, что при существующих обстоятельствах, без возвращения нормальной 18-тичасовой нагрузки, нормальной оплаты труда учителя, исходя именно из этих 18 часов в неделю, полной раз и на всегда, как профессор Преображенский говорил, “окончательной” ликвидации бумаготворческой нагрузки на учителя, ликвидации совершенно бесполезной, но предельно унижающей достоинство учителя, системы аттестаций, квалификационных категорий (кажется, по Конституции за равный труд предполагается и равная оплата), ликвидации совершенно формального, необоснованного различия в заработных платах, зависящего исключительно от благорасположенности школьной администрации и дурацких критериев разных надбавок, словом без приведения школы в нормальное состояние российское образование продолжит деградировать. А то, что оно деградирует от реформы к реформе, не видят только слепые на оба глаза.
Но что же такое нормальная оплата учительского труда? Мы любим приводить в пример зарубежный опыт, вводим разные “болонские системы”, внедряем “компетентностный подход в образовании”. Давайте и в этом вопросе прислушаемся к чужому опыту, раз своего ума недостаточно. В маленькой бедной стране, где не бьют нефтяные фонтаны, а сланцев осталось всего семь метров, не имеющей долларовых миллиардеров – гордости нации, бывшей советской Эстонии впервые после получения образования приступающий к работе учитель получает 900 евро в месяц (сегодняшний курс – 71 рубль за 1 евр). Это одна из самых низких учительских зарплат в Евросоюзе. Может быть, у него нагрузка в три раза больше нашей, не знаю. Пусть нам за 18 часов платят в три раза меньше – 300 евро после окончания педагогического вуза и прибавляют за каждые пять лет работы в школе по 5%. Тогда в педагогические вузы, а затем в школы пойдут лучшие выпускники, а дети наши начнут получать полноценное среднее образование, соответственно, они будут реально подготовлены к получению высшего образования и, в конечном пункте, мы будем страной действительно образованных людей, способных решить те очень непростые задачи, которые история поставила перед Россией.
Жан Миндубаев
Маленькая деталь, проясняющая суть громадной проблемы: в Англии учительница начальных классов получает КАК ПОЛИЦЕЙСКИЙ. То есть: громадную зарплату.Почему именно в начальной школе? Да потому, что она будет учить детей не азбуке только- она будет развивать в них страсть к ПОЗНАНИЮ!
Но в России так никогда не было- к большому сожалению.
Взгляд
вот много слов о пользе учителей, их высоких пенсиях и зп, а почему никто не вякнет о зп депутата госдумы в 450 тыс. руб в месяц и его пользе для ваших детей и вас самих, я вот предлагаю поменять зп, пусть у учителя будет зп 450 тыс. руб в месяц, выход на пенсию как у депутата,через 5 лет, вот тогда будет уместно нытье, что учителя ничего не делают и много получают
Стоит задуматься
Вопрос по математике. Средняя заработная учителя примерно 23тысячи. у нас в области около 10000 учителей, если им сделать зарплату как вы пишите то (450000-23000)*10000=4,27 млрд. рублей. * 1,302(отчисления в социальные нужды)=5,56 млрд.рублей. Предлагай где области взять эти 5 с половиной миллиардов в год. И не забудь что и врачи столько же захотят да и все остальные.
Ye-Ye
Пореже проводить разные празднества по поводу без, глядишь – и денежки появятся!
Ye-Ye
“По поводу и без”, конечно!
Гюго
Народ без достоинства не имеет достатка.
изношенным педагогам
Все вы,кто сидел в избиркомах,ответите по полной! ОБЕЩАЮ ВАМ!