Общественность с неослабевающим интересом продолжает следить за развитием событий вокруг ульяновского речного порта. Точнее, за стремлением региональной власти возродить на великой реке пассажирское судоходство, создать для волжан возможность наслаждаться водными путешествиями.
Квадратные километры складов
Одним из значимых событий, знаменующих активное внимание региональных властей к речпорту стало выездное совещание, проведённое в речпорту. Участвовали в нём: назначенный главным ответственным за речпорт первый заместитель председателя правительства Александр Пинков, министр промышленности и транспорта Вильдан Зиннуров, мэр Ульяновска Сергей Ермаков и председатель совета директоров ОАО «Ульяновский речной порт» Марат Якупов.
Основной темой заседания стал вопрос о том, как обеспечить модернизацию существующих на речном порту производственных мощностей и поспособствовать развитию на нём грузовых и пассажирских перевозок. В голубых мечтах региональных властей ульяновский речпорт рисуется
как «транспортно-логистический центр, соединяющий водными путями грузопотоки на Мордовию, Самару и республику Татарстан».
В данный момент все эти регионы прекрасно связываются между собой и без активного участия Ульяновска. Вывод? Надо как-то их собой заинтересовать. Как этого добиться?
Акцент решено было сделать на логистические услуги. Власти, вкупе с собственниками речпорта, планируют оборудовать на нём целый комплекс складов. Логистический комплекс, который планируется построить, должен включать в себя контейнерный терминал на 600 морских контейнеров, на которой, должны разместиться 600 ящиков габаритами приблизительно 12мх2,5мх2,5м. Утешает, правда, то, что морские контейнеры (коробки, использующиеся как передвижные склады) можно разместить в несколько ярусов. А вот как радетели региона планируют разметить на территории речпорта 10 000 кв.м. складов класса А в сознании укладывается с трудом.
Для справки: склад класса А — это одноэтажное (однообъёмное) помещение с потолком не менее 8 метров и ровным полом. Кроме того (к вопросу о стоимости такого склада), на складе класса А должно быть: антипылевое покрытие пола, система сигнализации, регулируемый температурный режим, тепловые завесы на воротах, автоматические ворота с регулируемым пандусом, система кондиционирования, офисные площади при складе, оптоволоконные коммуникации, достаточная территория для отстоя и маневрирования автопоездов, и, наконец, удобный подъезд.
Ну и кроме всей этой монументально-логистической массы тут же в речпорту планируется такая сопутствующая «мелочь» как склады для хранения цемента. Естественно, функционирование подобного, с позволения сказать, комплекса, потребует расширения грузового причала. Но это ещё цветочки: тут же запланировано создание производства железобетонных тетраподов и других изделий для противооползневых сооружений, а также установка современного весового оборудования для автотранспорта.
Плавсредство с удобствами
В реализации проектов власти, как водится, рассчитывают на помощь неких инвесторов, среди которых почётное место занимает государство. За последние три года на базе ульяновского речпорта в «развитие судоходства» было инвестировано около 60 млн. руб., ушедшие на приобретение и ремонт судовой техники. В результате, по сообщению ответственных лиц, сейчас порт располагает кораблями, (в большинстве своём надо полагать, транспортными) общей грузоподъемностью более 52 тысяч тонн.
Но, похоже, основное наше сегодняшнее богатство, под которое следует ожидать поступления инвестиций — это глубина акватории, позволяющая принимать суда класса «Река-Море». При условии, что они будут туда заходить.
Вторая часть заседания была посвящена развитию водного пассажирского транспорта, который волнует рядового ульяновца ничуть не меньше, чем невообразимым образом растягивающиеся в пространстве и времени портовые склады.
По всей видимости, проектировщики приняли к сведению сообщения экспертов в области внутреннего водного транспорта, утверждающих, что без развития культурно-развлекательной инфраструктуры ни у одного пассажирского речного порта будущего нет. В результате собравшимся был представлен проект «Симбирская гавань». Проект включает в себя строительство авто-кинотеатра под открытым небом, намывного пляжа и бассейна с очищенной водой. Также, следуя проекту, на ульяновских берегах Волги должны возникнуть: сеть кафе, гостинично-туристический комплекс и яхт-клуб.
Кроме того, дабы обеспечить туристам приятные впечатления уже на пути следования в Ульяновск, для них должны быть организованы «зеленые стоянки» в поселках Красный Яр, Серебряный источник, Сланцевый рудник, Старая Майна, Криуши, Сенгилей, Белый Яр и Никольское -на -Черемшане.
Всё это удовольствие по имени «Симбирский берег», по расчётам организаторов, обойдётся в сумму 105 миллионов рублей.
– Мы предусмотрим в бюджетах 2010-2012 годов денежные средства на развитие судоходства, заверил присутствующих глава региона. – Рассмотрим архитектурный облик набережной и прилегающей территории, обеспечим проведение культурных программ для туристов с посещением памятных мест Ульяновска,
А пока обещают, что «в целях возрождения водного пассажирского сообщения» прогулочные маршруты станут длиннее уже в этом году. Буквально на днях, в частности будет спущен на воду теплоход проекта «ОМ», названый в честь Героя России Юрия Эма. Кстати, именно в модернизацию-ренновацию (частичную замену ставших непригодными механизмов) этого теплохода была вложена половина всех потраченных на «развитие судоходства» денег — 30 миллионов рублей. Ответственные лица считают, что деньги потрачены с толком, ведь модернизированный теплоход, в отличие от единственного функционирующего сейчас прогулочного теплохода «Московский-20», оснащен спальными местами. Данный факт говорит о том, что потенциально «ОМ» можно эксплуатировать не только в акватории Ульяновска, но и по всей реке Волге – от Астрахани до Москвы и Санкт-Петербурга.
Волжский разлив
Как известно, период от планов до их реализации путь не близкий, хоть по суху, хоть по воде. Так что ульяновцам, возможно, пока не стоит ужасаться или радоваться масштабам логистических планов руководства региона. Думается, по мере продвижения, а уж тем паче, реализации они будут ещё не раз скорректированы.
Что же касается программы развития пассажирского водного транспорта под названием «Симбирского берега», то она (хотя-бы в свете потраченных на модернизацию теплохода средств) наоборот вызывает удивление своим малым масштабом: что там какие-то 100 миллионов, если только на обновление «ОМ»-а потребовалось 30? Или «гостиничный комплекс» будет оборудованы несоизмеримо скромнее, чем означенное плавсредство?
Похоже что как в пространственной, так и в денежной ориентации планов по возрождению речпорта не больше ясности, чем в волжской водице в период цветения. А горожанам и жителям региона приходится эти планы так и воспринимать — как данность волжской воды: другой-то всё равно нет…
Екатерина НОВИЦКАЯ