I. РОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ
17 августа исполнилось 155 лет со дня рождения Августа Августовича Шодэ. Хотя многие факты биографии архитектора в последнее время поставлены под сомнение, как не нашедшие документального подтверждения, эта дата является общепринятой. На странице группы уже были обзорные материалы, посвященные жизни и творчеству А.А.Шодэ. На сей раз хотелось подробнее остановиться на одной из его работ. Какой? Вспомнились еще две недавние даты. 11 августа была годовщина со дня создания Симбирской губернской ученой архивной комиссии (1895), а 6 июля – годовщина со дня рождения ее первого председателя Владимира Николаевича Поливанова (1848-1915). Здание, появлением которого мы обязаны А.А.Шодэ, В.Н.Поливанову и возглавляемой им СГУАК – Дом-памятник И.А.Гончарову. Это, несомненно, и одно из лучших (если не лучшее) творений знаменитого симбирского зодчего.
Дом-памятник стал воплощением двух идей, возникших независимо друг от друга. Еще в октябре 1901 г., через 10 лет после кончины И.А.Гончарова, архивная комиссия по предложению В.Н.Поливанова возбудила ходатайство о разрешении всероссийской подписки на сооружение памятника писателю в Симбирске. Видимо, речь шла о традиционном скульптурном изображении. В частности, И.Я.Яковлев в воспоминаниях утверждал, что «у Поливанова родился проект поставить статую Гончарова перед собором». Ходатайство было отклонено министром вн. дел Д.С.Сипягиным под тем предлогом, что после смерти писателя прошло мало времени. 12 июня 1907 г. комиссия обратилась с новым ходатайством о разрешении всероссийского сбора средств.
1 января 1896 г. был открыт историко-археологический музей СГУАК. После нескольких переездов он размещался в неприспособленной съемной квартире на углу Стрелецкой и Сенной улиц. Планировалось постройка Народного дома, где разместились бы аудитория, читальня и музей, но этот проект не был осуществлен. С 1890-х гг. неоднократно обсуждалась идея строительства здания музея в Симбирске.
В конце 1909 г. купец и меценат Н.Я.Шатров пожертвовал 10.000 руб. на будущее культурное учреждение, предложив назвать его именем Н.М.Карамзина. Комиссия поддержала идею, но в названии отдала предпочтение Гончарову – близился его 100-летний юбилей. В январе 1910 г. СГУАК обратилась в городскую думу с просьбой о безвозмездном отводе земли в центре города (Николаевский сад, Соборная площадь, Новый Венец или Театральная площадь на Большой Саратовской улице) под художественный и историко-археологический музей с классами технического рисования. Дума сочувственно отнеслась к предложению, но окончательное решение об отводе того или иного участка отложила до разработки проекта здания.
18 июня 1910 года было дано Высочайшее разрешение на всероссийскую подписку по сбору средств на памятник И.А.Гончарову. 2 июля губернатор известил об этом архивную комиссию, а 5 июля 1910 г. состоялось экстренное заседание СГУАК, на котором был образован Комитет по сооружению памятника во главе с В.Н.Поливановым.
Основную работу по сбору средств взял на себя секретарь и хранитель музея архивной комиссии П.А.Александров. Было заказано 100.000 бланков подписных листов с портретом И.А.Гончарова и его краткой биографией. Бланки рассылались по всей России и за границу: в Париж, Рим, Берлин, Нью-Йорк и другие города мира. Подписные листы направлялись в различные учреждения, учебные заведения, церковные приходы и т.д. После оплаты они возвращались в комиссию с указанием внесенной суммы. Уже к январю 1911 г. было собрано 15.715 руб., в январе 1912 г. – 55.000. Самые крупные взносы сделали Н.Я.Шатров – 16.000 руб. (в 1910 и 1915 гг.), Симбирская городская дума и губернское земство – по 5000 руб., Симбирское купеческое общество – 500 руб., В.Н.Поливанов – 428 руб. и др. Наряду с этим поступало множество взносов по 5, 10, 15 копеек – от крестьян, городской бедноты, учителей и учащихся, сельских священников. Россияне жертвовали нажитые трудовым потом деньги – и это говорит о том, что имя Гончарова не было для них пустым звуком. К июню 1916 г. общая сумма пожертвований составила 108.000 руб.
Кроме подписки средства собирались путем проведения лекций, спектаклей, концертов, выпуска юбилейных изданий. В 1911-1912 гг. Симбирске и Петербурге прошла Гончаровская выставка картин П.И.Пузыревского и Д.И.Архангельского, половина сборов от которой была направлена в фонд сооружения памятника.
Между тем, еще не было ясности по вопросу о том, как будет выглядеть памятник. Многим он по-прежнему виделся как скульптурный монумент. Но идея соединить памятник Гончарову с ранее намеченным к постройке музеем витала в воздухе, приобретая все больше сторонников.
На заседании СГУАК 20 января 1911 года В.Н.Поливанов поднял вопрос «о возможности определения типа будущего памятника И.А.Гончарову». По словам Владимира Николаевича: «Успех всероссийской подписки дает полную надежду, что собранной к юбилею сумму будет достаточно на постройку здания просветительных учреждений». А если останутся средства, добавил он, то можно будет поставить и бюст писателя на Новом Венце. М.Ф.Суперанский дополнил эту мысль, предложив «соединить здание с монументом, если бюст поставить в нише фасада здания». Собрание единодушно поддержало идею постройки Дома-памятника.
Городские власти, обсуждая вопрос о пожертвовании на памятник, тоже пребывали в сомнении. «По мнению Управы, достойным памятником И.А.Гончарову будет постановка статуи писателя на Венце, на краю «Обрыва» Симбирской горы. Такой памятник вместе с тем будет и лучшим украшением города». В итоге городская дума постановила ассигновать 2000 руб. на монумент, а если «вместе с монументом будет решено учредить и просветительное учреждение имени писателя, то увеличить ассигновку до 5000 рублей»
Теперь предстояло решить два главных и тесно связанных между собой вопроса: как будет выглядеть Дом-памятник и где его предстоит построить. 6 сентября 1911 г. архивная комиссия обсудила вопрос «о составлении проекта фасадов и планов Гончаровского дома, которые необходимо представить в Симбирское общественное управление для отвода городского места под будущее здание». Было решено объявить всероссийский конкурс на составление проекта, и установлены премии: первая в 500, вторая – в 300, третья – в 200 руб. Проекты должны быть представлены не позднее 15 декабря 1911 года. По условиям конкурса «здание может быть выполнено в любом стиле, кроме декадентского», оно не должно «подавлять собою таких архитектурных сооружений, как дом дворянства и оба кафедральных собора», а стоимость не должна превышать 100-125 тыс. руб.
22 декабря СГУАК определила состав жюри для рассмотрения представленных проектов в составе 8 человек: А.С.Ключарев, В.Н.Поливанов, Л.И.Афанасьев, А.А.Булгаков, В.А.Копосов, Н.Х.Плющевский-Плющик, И.Я.Яковлев, Н.П.Пастухов.
Своевременно было представлено семь проектов Дома-памятника под девизами: «Акротер» (Баумгартен), «Два витязя» (Антонов), «Бог-помощь» и «Орел» (Розенберг), «Обрыв» (Сергеев), «Синий квадрат» (Расторгуев), «Венок». С 5 января 1912 г. в городской управе была организована выставка проектов. Жюри рассмотрело их 9 января. Консультантами при этом были А.А.Шодэ, Ф.О.Ливчак и инженер Д.В.Курдюмов, которые сами в конкурсе не участвовали. Все проекты были отклонены: три – как не соответствующие программе конкурса, предусматривающей размещение в здании музея, библиотеки и художественно-промышленной школы; еще четыре – по причине недостаточной художественной проработки. «Признав все семь представленных на конкурс проектов не соответствующими условиям конкурса и неприемлемыми, жюри единогласно сделало постановление назначенных премий не выдавать», – писала газета «Симбирянин» 11 января 1912 года.
Несмотря на неудачу конкурса, откладывать отведение места под Дом-памятник было невозможно: его закладку решили приурочить ко дню 100-летнего юбилея И.А.Гончарова. СГУАК повторно обратилась в городскую думу с ходатайством «об отводе места в Николаевском саду, который является единственным в центре города пунктом, подходящим для постройки Гончаровского дома. Точный промер других… площадей (место старого театра, Завьяловская площадь, Старый Венец и др.) показал, что проектируемое здание на них не уместится…» («Симбирянин», 26 января 1912 г.).
После бурных и продолжительных дебатов городская дума постановила безвозмездно отвести для здания просветительных учреждений имени Гончарова место в Николаевском саду по выбору архивной комиссии. Выделенный участок площадью до 600 кв. сажен выходил на Новый Венец, с севера – на Дворянский переулок, а с юга примыкал к зданию присутственных мест. 23 марта 1912 г. архивная комиссия получила официальное уведомление об отводе места под Гончаровский дом в Николаевском саду. В свою очередь СГУАК 23 мая сообщила в городскую управу о начале работ по межеванию участка.
6 июня 1912 года, в день рождения И.А.Гончарова, состоялась торжественная закладка Дома-памятника. На церемонии присутствовали вдовы племянников Гончарова – Е.А.Гончарова и Д.Л.Кирмалова с сыном, друг писателя – юрист, академик, член Государственного совета А.Ф.Кони, первые лица губернии и города и многочисленная публика. Событие описывала газета «Симбирянин» (7.06.1912):
«…Торжеству положения первого камня будущего культурно-просветительного центра Симбирска предшествовало торжественное молебствие, совершенное архимандритом Алатырского мужского монастыря Назарием в сослужении многочисленного духовенства городских церквей…
На территории закладки дома-памятника… был воздвигнут временный шатер весь задекорированный ветвями зелени и национальными флагами… Среди присутствовавших находились: губернский предводитель дворянства, гофмейстер В.Н.Поливанов, губернатор А.С.Ключарев, съехавшиеся родственники покойного писателя, прибывший по поручению Академии наук почетный академик А.Ф.Кони, уездный предводитель дворянства М.Н.Зимнинский, городской голова Л.И.Афанасьев с членами городской управы и гласными городской думы…
На ярком фоне окружающей зелени красивую картину представляли богатое, отливающее золотом облачение духовенства, нарядные туалеты городских дам рядом с мундирами военных и гражданских гостей и многочисленными партикулярными сюртуками и смокингами.
В начале первого часа дня к месту закладки прибыл крестный ход из Николаевского кафедрального собора в сопровождении архиерейского певческого хора. Перед началом молебствия архимандритом Назарием было произнесено краткое слово, посвященное памяти И.А.Гончарова…
Когда отзвучали последние ноты божественных песнопений, крестный ход во главе с архимандритом Назарием, В.Н.Поливановым, А.С.Ключаревым… направился к месту закладки, где было приготовлено уже все необходимое для церемонии. Окропив место закладки св. водою, архимандрит Назарий положил первый камень будущего дома имени И.А.Гончарова. Последующие камни были водружены на место В.Н.Поливановым и А.С.Ключаревым…»
После окончания церемонии в зале дворянского собрания, в присутствии более 300 человек, состоялось торжественное заседание архивной комиссии и чествование памяти писателя. В ходе юбилейных торжеств по ходатайству СГУАК Большая Саратовская улица была переименована в Гончаровскую; на средства Е.М.Перси-Френч и по проекту А.А.Шодэ установлена беседка-памятник И.А.Гончарову в Киндяковской роще.
26 июля 1912 г. были официально объявлены неутешительные итоги первого конкурса проектов и назначен второй конкурс под эгидой Императорского общества архитекторов. Впрочем, этому предшествовали бурные дебаты в самой комиссии и в жюри. Еще 30 марта на заседании СГУАК обсуждалось предложение поручить разработку проекта местным архитекторам и строить дом по частям: сначала фасадную часть с музеем и библиотекой, а потом пристрой для художественной школы. Но это предложение было отвергнуто.
Ф.О.Ливчак разработал программу конкурса, а В.Н.Поливанов повез ее в Петербург на утверждение. Общество архитекторов поначалу не приняло программу, сочтя требования к проекту чрезмерными, а сроки (май 1912 г.) недостаточными. Поливанов писал, что архивная комиссия хочет «создать в память Гончарова не дом, а храм искусства». Он, в свою очередь, предлагал без всяких конкурсов взять за основу Радищевский музей в Саратове. Комиссия не поддержала Поливанова, сочтя, что «лучше выстроить здание хотя бы небольшое по размерам, но отвечающее идее памяти великого писателя в архитектурном отношении».
Был объявлен второй конкурс проектов Дома-памятника среди местных и иногородних архитекторов. В состав жюри вошли А.С.Ключарев, В.Н.Поливанов, Л.И.Афанасьев, А.А.Мотовилов, Н.Х.Плющевский-Плющик, П.И.Пузыревский, И.И.Стеклов, Н.Я.Шатров, а также приглашенный херсонский архитектор Э.В.Спаннер, ранее работавший в Симбирске. На конкурс было представлено девять проектов под девизами: «Орест и Пилат», «День», «Пальметка», «Волга», «Монумент», «В + А», «162», «Венец» и еще «Венец».
15 декабря 1912 г. жюри подвело окончательные итоги конкурса и вновь отвергло все представленные проекты по причинам «отступления авторов от заданной программы» и «недостаточной художественной выразительности фасадов». Участники конкурса пытались обжаловать решение в Императорском и Московском обществах архитекторов, но столичные специалисты поддержали решение жюри.
На заседании архивной комиссии 19 декабря 1912 г. было решено приступить к заготовке строительных материалов, на что отпущено 30.000 руб., а также поручить одному из местных архитекторов (уже без конкурса) «в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома с желательным приближением к фасадам и планам Радищевского музея…». Комиссия приняла предложение В.Н.Поливанова взять за основу здание музея в Саратове (архитектор И.В.Штром, 1885), командировала А.А.Шодэ для ознакомления с ним, но решила «придерживаться Радищевского музея в общем, однако в частности видоизменить или отбросить все, что было бы признано для нас неудобным или устаревшим»
Уже 7 января 1913 года Август Августович Шодэ представил на рассмотрение СГУАК проекты двух фасадов Дома-памятника и планы двух этажей. Проект был единогласно одобрен…
Окончание далее
_________________
Дом-памятник И.А.Гончарову. Фото А.И.Маркелычева.
Фотография экспонировалась на фотовыставке 1963 года.
Иван Александрович Гончаров.
Фоторепродукции на почтовых карточках.
1) Архитектор Август Августович Шодэ.
2) Портрет Владимира Николаевича Поливанова. Неизвестный художник (Д.М.Болотов?), конец XIX – начало ХХ в. УОХМ
1) Иван Яковлевич Яковлев заведовал строительством Гончаровского дома.
2) Петр Александрович Александров, секретарь СГУАК и хранитель музея архивной комиссии, занимался организацией сбора средств по всероссийской подписке.
3) Николай Яковлевич Шатров, самый крупный жертвователь на строительство Дома-памятника.
4) Губернатор Александр Степанович Ключарев.
Подписной лист на сооружение в Симбирске памятника И.А.Гончарову, выпущенный в 1910 году.
УОКМ
1) Плакат работы П.И.Пузыревского к 100-летнему юбилею И.А.Гончарова. 1912 год.
2) Подписной лист с проектом Гончаровского дома А.А.Шодэ и обращением архивной комиссии.
Фотокопии
Фотография Б.Р.Бика 1880-х годов: Троицкий собор, здание присутственных мест и часть Николаевского сада, где в 1913-1916 гг. был построен Дом-памятник И.А.Гончарову.
План места под строительство Дома-памятника И.А.Гончарову. 1912 год.
УОКМ
Радищевский художественный музей в Саратове. Архитектор И.В.Штром, 1885 год.
Архивная комиссия поручила А.А.Шодэ разработать проект Гончаровского дома «с желательным приближением к фасадам и планам Радищевского музея …в общем, однако в частности видоизменить или отбросить все, что было бы признано для нас неудобным или устаревшим»
Проект музея и библиотеки имени И.А.Гончарова в Симбирске. Архитектор А.А.Шодэ. 1913 год.