О чем спор?
Вот загадка – по крайней мере, для меня.
В Ульяновске началось сильное мыслекружение на тему, которая для сермяжной повседневной жизни как бы и не слишком злободневная. А взбудоражила умы граждан сей благословенной земли тема КУЛЬТУРЫ. Посыпались какие-то «РАССЫЛКИ» из Минкульта, какие-то хоровые песнопения в защиту кем-то несправедливо обижаемого Министра, начались выяснения личных отношений, типа: «А кто кому родственник? Кто задолжал?»
Признаюсь: сам лично на тему культуры многократно высказывался. Толчком послужила замысловатая фраза. звучащая так: «Культура как ресурс модернизации». Замысловатый термин изобретен не мной, смысловое значение его для меня туманно. Так же, как и неясны поставленные цели — и конечные, и промежуточные.
Но лозунги, рожденные высокими умами, часто непосильны для понимания обычного сознания. Я, скажем, до сих пор пытаюсь отгадать , что имел ввиду наш великий земляк Ленин, провозгласив: «Профсоюзы — это школа коммунизма!».
Однако, ближе к культуре. Чуточку истории. Повышенное внимание к сфере, обозначаемой словом «Культура», началось, как все помнят, с громогласно объявленной претензии Ульяновска стать «Культурной столицей» чуть ли не всей Европы. С Европой, правда, не вышло – но вот граждане СНГ свою «культстолицу» обрели. А затем начался водопад побед и достижений.
Сегодня хочется поразмышлять о важности или неважности, содержательности или пустопорожности деланного и сделанного. Да, ремонтировали культурные учреждения, да, зарплату работникам культуры , вроде, повышали. Целыми вагонами привозили из Москвы видных деятелей этой самой культуры. И немереное число «мероприятий» было проведено — от премьерного показа сокуровского «Фауста» — до явления в Поволжских кущах аж самого господина Швыдкого…
А потом пошло-поехало: И самый читающий город, и центр всевозможных кино и не кинофестивалей, и грандиозные международные премии живописцам (несостоявшиеся, правда)… «Колобки», раскладки плазов, шефство великого Никаса над чем-то… Воодушевляющие картинки! Восторг!
И все -таки у меня лично остается некое непостижение конечного результата сделанного. Чего мы хотели – и чего мы достигли в итоге?
Может, я чего-то недопонимаю? Ну, скажем, я полагаю что забота о культурном развитии – это прежде всего утверждение неких этических принципов,: забота о развитии библиотек, театров, музеев, обустройство и поддержка региональных артистов, живописцев, поэтов и писателей, скульпторов и педагогов – ну и вообще всех тех, кто создает и приумножает в первую очередь культурную ауру родной земли, родного города, поселка… То есть: утверждение культуры в ее естественном понимании – как приобщение народа к просвещению, познанию, чтению, к духовности, к музыке. А отнюдь как цепь тщеславных и суетливых мероприятий, проходящих под девизом «Культ — «УРА!».
В Древней Греции близким к термину «культура» являлся термин, выражавший понятие «внутренней культуры».Иначе говоря, «культуры души».
А русский поэт Андрей Белый так определял сущность культуры: «Культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности…. культура есть стиль жизни… культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“…; культура всегда есть культура какого-то „Я“.
Глубинную сущность истинной культуры, ее способность, приобщать человека к достоинству, добру и свету понимали прекрасно даже такие ублюдки рода человеческого, как гитлеровцы. Не зря их бесноватый министр пропаганды Гебельс говаривал, что он хватается за пистолет, при слове «культура»…Волновался ублюдок.
Думаю, фашистского «идеолога» пугала та культура, которая (если кратко) ведет к облагораживанию человеческих душ; к их очищению и одухотворению. Ибо истинные культурные ценности, утверждаемые в государстве и обществе — это великая сила, осветляющая мир.
Увы! — ныне, повсеместно произрастает и укрепляется фиглярство «возле культуры»; некая псевдокультура в виде «городов картоний», «усадеб колобка», «треугольных груш» и прочей ерундистики, на осуществление которой шустрым ловкачам выделяются немалые бюджетные средства…
Но такие «культуртрегерские» выкрутасы отнюдь не способны подвигнуть человека к высоте духа. Они изобретаются исключительно в двух целях: развлекать непритязательную публику — и извлекать доход. Неважно откуда — из карманов зрителей или бюджета.
Вот и хочется понять культуры ЧЕГО у нас становится все больше и больше в результате реализации многочисленных «акций» и «мероприятий»? Ульяновцы стали больше читать? Они стали тянуться к классической музыке? Они создают школьные (или университетские) хоровые капеллы? Они всерьез осваивают русскую классику? Стремятся облегчить жизнь бездомных животных? Перестают уродовать городские памятники и гадить в скверах? Стыдятся материться на улице? Не срывают шары на ограде Венца?
Короче: насколько поднялся, скажем так, «градус культурности» у моих земляков в результате годичных усилий чиновничества Минкульта?
Понимаю, что вопрос сложный — и, к сожалению, мало изучаемый. Не в пример количеству «мероприятий культурного характера», и затраченных на то народных средств. Часть которых, думаю, все же «прилипала» к рукам организаторов этих «акций»…
Задумывается ли об этом куча чиновников, задействованных на подмостках тщеславия? Она, эта чиновничья рать, считает достижениями культуры количество неких «мероприятий» (конференций, встреч, «акций» и так далее. Она оживляется, когда наступает время дележа финансов; она бьется за «контрольные пакеты» любыми способами; она с пеной у рта доказывает, что без «ультрасовременных проявлений» (а точнее говоря, без шарлатанства на фоне культуры) двигаться вперед никак нельзя…
К сожалению, сегодняшняя дискуссия о культуре сводится чаще всего к обсуждению личности нынешнего министра культуры, к выяснению не ее способностей и направления ее деятельности – а к личностным взаимоотношениям. Каким-то чудным образом возникают группировки различных «лагерей» под брендом: «Ившина -Шабалин».
Ившину видывал, с Шабалиным незнаком, его превращение Мемориала в лавочно-ярмарочное пространство не понимаю и не приветствую. Так же, как не понимаю яростную увлеченность нынешнего Минкульта приглашением на множество мероприятий (за немалые гонорары) разного рода (порой никчемных) «культварягов». Но речь-то идет не о взаимоотношениях двух персон – а о том, куда движется КУЛЬТУРА области? В каком направлении ее развивать и улучшать?
А вот и многозначительная деталь. Помнится, на одном из Пушкинских праздничков в Языкове (не могу назвать эти жалкие телодвижения ПРАЗДНИКОМ), я предложил госпоже Ившиной всерьез взяться за создание литературного музея-заповедника типа тех, что созданы в Болдино, Михайловском, Константинове, Тарханах. С тем, чтобы привлекать в область народ всеми видами современного туризма (в Языково-Карсунско-Прислонихинском краю есть все условия для этого – одни имена притягивают: Пушкин, Языков, Пластов…). Понимая, что дело это непростое, тяжкоподъемное, я даже посоветовал госпоже Ившиной призвать на помощь губернатора С.Морозова (убежден, что он, с его возможностями, сильно помог бы этому весьма значимому проекту). Ответ главного «культуртрегера» области был потрясающим:
– Нет, пусть этим занимается районная администрация!
«Районная администрация!!!»
А в Тарханы, где наши соседи пензяки возродили Музей – усадьбу М.Ю.Лермонтова, приезжал даже Президент страны а не только, скажем, «широко известные в узких кругах» столичные и нестоличные «штучки»…
Столь привечаемые почему-то местным Минкультом.
читатель
Молодец, Жан! Блестящая и правдивая публицистика.
Брат
Первый коммент от самого Миндубаева, как я понимаю…
старый дорожник
Замечательная статья!
Просчеты министерства налицо
По поводу Прислониха-Языково-Карсун, – многие выражают недоумение, не только Миндубаев. То что сделал Татарстан с Болгарами и Свияжском, с Тарханами в Пензенской обл., говорит о непонимании нашим министерством основ своей собственной деятельности. Как и с Ундоровскими динозаврами, о которых знают в научных кругах. Однако, нет ведь, помогут не Языково с Прислонихой, или Ундорам. Нет, помогут создать финансовый пузырь Колобка, который лопнул. Касаемо зарплат в культуре, их повышают? Откуда у Миндубаева инфа? Может руководство себе повышает? Все говорят о мизере в з/п, даже о непозволительных сокращениях. Так тоже культуру не поднять.
Горожанка.
Аплодисменты всей статье, переходящие местами в бурные аплодисменты!
дочь Охфицера
Чтобы быть в культуре на коне, нужно начать с “малого”, с областного архива. Оцифровать хотя бы метрические книги и выложить в свободный доступ и далее цифровать и цифровать, работы непочатый край. А московских клоунов возить не нужно, своих хватает!
Владимир I
Жан, ты много всего тут наговорил в том числе и правильного, но в финале оказалось, что и тебя Ившина обидела. И окончательно всю малину текста изгадил твой неистребимый инстинкт придворного служки – упование “… на помощь губернатора С.Морозова (убежден, что он, с его возможностями, сильно помог бы этому весьма значимому проекту)”.
Сейчас схватили за руку министра калибром значительно выше Ившиной – Улюкаева, нашего земляка. Почему сейчас? Да потому что экономика в тупике, война, “крымнаш” подъели все резервные фонды страны, закончился самый рейтинговый спектакль последних лет – выборы президента в США. Народ вот-вот потребует хлеба. А ему – опять зрелище с артистами, назначенными на роль врагов народа -Хорошавина, Гайзера, Улюкаева … Эти фигуры затеняют виолончелиста Ролдугина и истинного хозяина офшорных миллиардов.
Та же роль Ившиной. Ты очень правильно и достаточно полно назвал все пороки нашей культурной жизни, но не сказал главного: чтобы весь этот примитивизм объединить под единым названием “Культурная столица” нужен министр покладистый, угодливый и не очень-то культурный. Вот такой руководитель и исполнял хозяйскую волю целых 10 лет.
Теперь она оказалась крайней, скорее всего и ей предъявят обвинения по статьям УК РФ, как Улюкаеву. А ты опять будешь писать, о том, какой мудрый на родине Колобка вождь и учитель.
Все это происходит потому, что в таком же рабском как писатели состоянии пребывают у нас профсоюзы, как и другие демократические институты дрессировки власти. Школами коммунизма профсоюзы Ленин назвал потому, что профсоюзы были для рабочих школой классовой борьбы, а потом привлекали рабочих к управлению производством и государством, учили их быть настоящими хозяевами своей страны. И именно в такой воспитательной работе В. И. Ленин видел основную роль профсоюзов. Он говорил, что профсоюзы — «организация воспитательная… школа управления, школа хозяйничанья, школа коммунизма».
Очень печально, когда сейчас культурой в том числе и писательской, заправляют самые нерадивые выпускники этой школы. Единственное, что они вынесли из той школы – это плясать под дудочку власти и всегда быть готовыми брать на себя ответственность за дурь этой власти.
дочь Охфицера
+100500 как минимум!
Жан Миндубаев
Я с товарищем Ильичем не согласен. Профсоюзы во всем мире возникали, страдали, работали и боролись защищая интересы рабочих и прочих . НО насчет “управления производством”,”школы хозяйствования”- тут вы, тоы Владимир 1 явно перегнули. Или невнимательно читаете тов. Ленина . Он же пишет(а вы цитируете) “,,,ШКОЛА ХОЗЯЙНИЧАНЬЯ,,” НЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ-а “ХОЗЯЙНИЧАНИЯ”. Чуете разницу, Граф?
Аноним
Да оставьте вы все колобка.. Про строительство НОВОЙ усадьбы Дениса Давыдова в Верхней Мазе знаете??? Вот вам и Прислониха-Языково-Карсун… Карманы не все ещё набиты… Поэтому , культурой у нас пахнуть будет не скоро…
Нотариус
Да ладно Вам! Родина- Колобка- классный бренд! А еще “Город мастеров” ! Подняли неплохие бабки!…Распилили ! … Пилим!… И чё Эдик сор из избы понес?!Не пойму! Всем всё хватало! Не скрою, хотелось бы побольше!!!…
Романенко
Для разрядки.
Хорошо помню открытие “Культурой столицы” в 2001-ом, в ноябре..погода дрянная, с гололедицей, с промозглым ветерком. Самолет со Швыдким(с украинского, шустрым-быстрым), тогда – культурным министром,не мог быстро приземлиться, открытие перенесли на час или два.. Михал Ефимыч, продрогший на стоянке или в дороге от аэропорта, наконец-то вошел в здание Мемцентра. Снял пальто, проследовал в кулуарах в одну из комнат за ульяновскими организаторами, попить чайку с дороги. Стол не походил на шведский, поэтому М.Е. спросил, с улыбкой – А огурчика соленого нет у вас, с удовольствием бы!
Огурец нашелся. А так, фиг бы мы открыли Культурную!
“разрядка” не получилась
вмешался Маяковский.
Страну уносят, господа! Причем, не самые образованные и не самые культурные. А вы их культурно обслуживаете – надеетесь, что они, если Вы их попросите, Языково обустроят. С “их то возможностями”. Не наивничайте, жулики они.
Александр
все по делу написано. системной работы нет, это так. за 10 лет кроме бесчисленных мероприятий и нечего предъявить.
Юрий
Что-то по делу, что-то нет. Как всегда “парение этакое” у Миндубаева присутствует, ну и в сторону партии и Ленина обязательно плевок…. Видимо, шрамы детства за недоеденный борщ в год войны и недополвченные премии в годы советской власти.
Юрий
Человек тёрся десятилетия в партийных кабинетах и постеснялся спросить что значат слова о профсоюзах. Ладно, я ему скажу: это прежде всего ответственность каждого за общее дело. Вот чему усили нас, но недоучили. Просто, хоть и не для всех.
Жан Миндубаев
О.милый “Юрий!” “…ответственность каждого за общее дело..”” Что вы несете? Как может отвечать КАЖДЫЙ за ОБЩЕЕ дело? Каждый отвечает за е СВОЕ дело. СВОЕ!!! А за общее ДЕЛО отвечают: верховный главнокомандующий, ПРЕЗИДЕНТ, ПРЕМЬЕР, ДИРЕКТОР ЗАВОДА, ГУБЕРНАТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА, БРИГАДИР, НАЧАЛЬНИК ЦЕХА, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР, ДИРЕКТОР ЛЕСХОЗА.. И ТАК ДАЛЕЕ.
Ваш популистский пропагандон годится только во время революций и выборов. Ну, верите Вы в победу коммунизма- и продолжайте. Что Вас так трогает мое мировоззрение, которое конечно же, по мере взросления и кое чего понимания меняется… 92ZR
и НЕ ТРОГАЙТЕ , ПОЖАЛУЙСЧТА, МОИ ШРАМЫ ДЕТСТВА. зАЙМИТЕСЬ СВОИМИ “шРАМАИ”- ЕСЛИ ОНИ У вАС ЕСТЬ…
Юрий
Меня не трогают Ваши шрамы, мне не нравится ваше пропагандонство, словесная даже не руда, а шелуха. В основе идеологии советского проекта была задача изменения сознания человека, “которому до всего должно быть дело”. Каждый должен был чувствовать себя частью общего. “Я, ты, он, она – вместе целая страна…”.. Или как у Маяковского: “ты, парнишка, снимай ворованные часы, они теперича наши..”. Хотя кому говорю? Всё равно будет невдолбак.
Жан Миндубаев
И ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О МАЯКОВСКОМ? О ТОМ, ПОЧЕМУ ОН ПУСТИЛ ПУЛЮ В ЛОБ СЕБЕ? ЗА ЧТО ЕГО впервые НЕ ПУСТИЛИ В Париж?
А мне вот не нравится ваше недомыслие- но я же вас не оскорбляю?
“невдолбак”=- это на каком языке ? Каких африканских племен?
Молодая и глупая
Уважаемый Жан Простите-я-не-знаю-Вашего-отчества!
При всем моем глубоком уважении к Вашим текстам (это без сарказма), в этой публикации для меня, как представительницы “потерянного поколения” в самом тексте и в комментариях к нему Вы отлично иллюстрируете ответ на Ваши же сетования – про “бескультурность”, про незнание и неуважение к классике, про то, что не “Стремятся облегчить жизнь бездомных животных” и прочие утопические приятности идеально культурного общества.
Вы, как представитель части общества, именующая себя “культурной интеллигенцией” (опять-таки эта самая интеллигенция делится на две части – те, кто просто ею являются и те, кто гордо так себя именует, прямо или косвенно) чрезвычайно высокомерно относитесь к окружающим. Для того, чтобы цитировать Маяковского вовсе не обязательно быть его биографом. Более того – тыча носом человека в неуместную, к примеру, цитату и демонстративно отказывая ему в праве на прикосновение к великому, Вы отрубаете ему всякую тягу двигаться по пути сопричастности к классической культуре вовсе. Особенно это ударит по юным.
Самый простой пример – бабуськи, кричащие на девушек, пришедших в церковь в брюках. Ничто так не отворачивает от церкви, как вопли этих псевдо-праведниц и знатоков канона.
Не надо так.
но это так, лирическое отступление и комментарий к одной фразе.
Юрий
О Маяковском знаю очень много, побольше Вас точно. Как и о Ленине, и о советском строе впрочем. Но это не тема разговора. Невдолбак это великий русский язык. Точнее про Вас в этой конкретной ситуации и не скажешь. Успехов в творчестве.
Александр
Не вижу никого министром, кроме Лариной Л.Г.
честный психолог
Жан, с Вашими мыслями согласен, правильно написали.
Но вот без этого вполне можно было обойтись:
мыслекружение
сермяжной
сей
пустопорожности
непостижение
тяжкоподъемное
Смысл нагружать текст этим мусором? “Сермяжной” я еще могу понять, но “мыслекружение” это за гранью.
Прямо глаза режет этот провинциальный псевдокультурный выпендреж.
Жан Миндубаев
А что есть “выпендреж”?
честный психолог
выпендрёж — ВЫПЕНДРЁЖ, а, м. Броское, наглое, нахальное поведение; снобизм, пижонство, пускание пыли в глаза.