Не так давно в зале Законодательного Собрания прошел очередной «круглый стол» – на сей раз посвященный вопросу снижения тарифов на теплоснабжение и ГВС. Однако участвовавшие в обсуждении представители энергомонополистов и ряд чиновников проводили в своих выступлениях мысль о неизбежности введения в Ульяновске двухкомпонентных тарифов при оплате услуг горячего водоснабжения. Для граждан введение такого порядка оплаты обернется ростом стоимости этих услуг.

Двухкомпонентный вместо одноставочного?
Согласно закону, тарифы на горячее водоснабжение (ГВС) должны включать в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на подогрев воды. Однако, несмотря на то, что тариф на ГВС складывается из стоимости двух частей, он должен представлять собой единое целое. Органы регулирования должны устанавливать одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы в рублях за 1 куб. м горячей воды.

Таким образом, расчет платы за ГВС должен производиться так: 1) при наличии прибора учета: тариф, умноженный на объем потребленной ГВ (куб. м); 2) при его отсутствии: тариф, умноженный на норматив потребленной ГВ.

Казалось бы, просто…
Однако некоторые чиновники, действующие в угоду энергомонополистам, давно уже мечтали навязать гражданам оплату по двум, уже установленным, тарифам: тарифу на холодную воду и тарифу на тепловую энергию.

Этот не соответствующий ЖК РФ порядок ценообразования и назвали «двухкомпонентным тарифом».

Как нас пытаются убедить менеджеры от энергетики, тариф не может быть одноставочным для открытых систем теплоснабжения, существующих в Ульяновске, когда горячую воду приготавливают в центральных тепловых пунктах (ЦТП), а затем транспортируют под определенным давлением до границы многоквартирного дома (МКД). Тепловики ликовали, когда в 2012 году Ульяновский арбитражный суд вынес решение об отмене тарифа на ГВС, установленного Минэкономразвития.

Одноставочный тариф на ГВС в нашей области сейчас никто не устанавливает и не регулирует. Монополистам такая ситуация выгодна, ибо нет ограничения в повышении платы.

«В борьбе за это»
Еще в 2008 году был предложен новый порядок оплаты по договору поставки тепловой энергии.

Количество отпускаемой энергии на теплоснабжение и ГВС предложили рассчитывать не так, как это предписывал ЖК РФ (отграницы МКД и, соответственно, в рублях за кв.м и рублях за куб. м). К стоимости услуг приплюсовывались теплопотери от ЦТП, уже заложенные в стоимость тарифа.

Загадочная «химическая очистка» + «стоимость транспортировки холодной воды» + «стоимость подогрева воды» от ЦТП обозначилась у моих соседей зимой, в январе 2009 года, суммой в 8000 рублей в месяц (тепло + ГВС) в квартире площадью 50 кв.м. Поневоле, чтобы выжить, пришлось бороться.

В итоге двухлетних судебных разбирательств суд решил: вышеназванный порядок ценообразования, установленный УМУП «Теплосервис», считать незаконным, гражданам произвести перерасчет.

.Однако «Теплосервис» продолжал вести с ними войну. В результате все жители, которых эта ситуация коснулась, перешли с центрального теплоснабжения на газовые котлы.

«Чудесный» результат, правда? Вместо того, чтобы бороться за увеличение круга потребителей, от них избавились!

…Как видим, сейчас наступил новый виток борьбы за уничтожение центрального теплоснабжения, ведущий к тотальной «котельнизации». Владимир Шарапов, создатель ульяновской научной школы теплоснабжения, назвал такую ситуацию в области «безобразной». «Это против всякой физики, отметил он. – Когда оборудование работает вполсилы, это приводит к новому повышению тарифов. Энергии затрачивается столько же, а реализация продукта – меньше».

Но тепловики из-за непрофессионализма менеджеров и алчности их хозяев поступают вопреки не только законам физики, но и вопреки федеральным законам, имеющим высшую юридическую силу.

Прежде всего Жилищный кодекс!
Требования закона просты: – тариф должен быть одноставочным как для открытых, так и для закрытых систем теплоснабжения, за исключением случаев, когда в доме есть бойлер для приготовления ГВС; – оплата ГВС должна производиться в рублях за куб. м; – тариф на ГВС должен быть установлен органами регулирования.

Дальнейшие суды с участием прокуратуры и УФАС по Ульяновской области подтвердили: не может быть коммунальной услуги без установленного тарифа! Суд принял решение в пользу УФАС и обязал энергоснабжающую организацию обратиться в региональное минэкономики за установлением тарифа.

«Как может суд один раз принять одно решение, а второй раз – другое?!» – возмущался Дмитрий Сычев, директор департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области, одновременно настаивая-таки на двухкомпонентном тарифе и ссылаясь при этом на Постановление правительства РФ №1149.

После этого выступления у меня тоже возникли вопросы: 1) Как может минэкономики Ульяновской области так вот, запросто, вопреки ЖК РФ, не устанавливать одноставочный тариф?

2) Почему на «круглый стол» с такой важной повесткой не были приглашены представители прокуратуры и УФАС по Ульяновской области, успешно отстаивавшие права граждан по этому вопросу?

3) Почему представитель Жилищной инспекции, призванный отстаивать жилищные права граждан, скромно промолчал?

Мой одинокий голос против двухставочных тарифов утонул во всеобщем хоре согласных.

Подведем итоги
В общем, с 1 июля 2014 года на территории нашего региона собираются ввести этот ущемляющий права граждан незаконный порядок расчета платы за горячее водоснабжение.

Между тем при установлении тарифа на тепловую энергию «подогрев» уже был учтен теплоснабжающей организацией и органом регулирования в тепловой нагрузке, а значит, плата за ГВС у жителей необоснованно и резко возрастет. При этом жители МКД не смогут проверить количество потребленной ими «тепловой энергии» на нужды ГВС.

Установление незаконного порядка оплаты ГВС никогда не позволит нашему региону выбраться из миллиардных долгов перед энергетиками.

Между тем, как сообщил в своем выступлении Владимир Шарапов, «в соседнем Татарстане энергетику не развалили. ТЭЦ старее наших, оборудование хуже, а работают лучше и тарифы ниже. Они снизили тариф почти в 1,5 раза и для потребителей, и для предприятий до уровня реальной себестоимости. Причем в эту реальную себестоимость заложили деньги на инвестиции, на ремонт, на хорошие зарплаты работникам…». «Они обеспечили и энергетику, и свое процветание. У нас же сейчас непрозрачная схема тарифообразования», отметил специалист в сфере теплоснабжения.

Не ЖК РФ нужно «подгонять» под интересы энергомонополистов, а незаконные положения Постановления правительства РФ №1149, ущемляющие права граждан, нужно срочно отменять! Хотя и так понятно: Жилищный кодекс, как правовой акт с более высоким статусом, имеет приоритет перед правительственным постановлением, которое не может Кодексу противоречить. В случае же противоречия действует Кодекс. Почему же для ульяновских чиновников это не так?

Надежда СЕМЕНОВА, член общественноэкспертного совета при комитете ЗСО по жилищной политике, ЖКХ и энергетике.