Региональное кино: есть ли у него будущее и что необходимо для его создания? На эти вопросы в рамках III Международного культурного форума рассуждали известный российский продюсер, кинокритик, актёр, создатель и продюсер кинофестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн и российский кинорежиссёр, сценарист и художник Светлана Баскова.
«Кино не бывает региональным, оно бывает хорошим или плохим», – отметил Рудинштейн. По его мнению, если и снимать кино в регионах, то начинать нужно, прежде всего, с семейной хроники. «Я бывал во многих странах и обратил внимание, что за рубежом есть традиция семейных фестивалей. Люди снимают домашние кино, а городская власть проводит фестивали, на которых показывают эти истории. И вдруг врывается какая-то история, которая отражает этот регион. В России я бы начал с того же. В семье должно быть творчество, а кино можно снять и на мыльницу. Из тысячи примитивных кадров могут появиться ростки. Создать большое кино – это сказка. Нужно ставить задачу, чтобы в регионе была своя социология, понимание, кто и на что ходит. Надо обратить внимание на семейное кино, но не с точки зрения большого телевидения, а разобраться, чем живёт город», – уверен Марк Руденштейн.
«Пока мы живём, искусство должно отражать наше время. Также сейчас должны появляться фильмы, которые отражают нашу жизнь, – считает Светлана Баскова. – У людей, которые живут в регионах, своя специфика: свои традиции, своя история. При создании кино важно выработать новый язык. Я считаю, что здесь непаханое поле. Если дать небольшое образование и немного любви людям, то они смогут найти здесь собственный киноязык».
С мнением актёра и продюсера Леонида Ярмольника, который недавно приезжал в Ульяновск, что главная проблема кино заключается в большом количестве актёров-гениев и малочисленных профессионалах, Руденштейн не согласился. «Гениев не может быть много. Гении могут появляться, но о них должно позаботиться государство. Есть молодые бунтари, просто пытающиеся найти новые формы для кинематографа. Это есть, а гениев я пока не знаю. Есть заблуждение, что был советский кинематограф, а потом его разрушили. Есть российский кинематограф. К сожалению, сегодня мы потерялись именно на генном уровне. Мы заблудились, мы мучаемся между русским, российским. Мы не приучили людей к одной мысли, что мы – россияне. Этот разлад мешает нам работать в кинематографе».
Ольга Турковская