Заканчивается отопительный сезон, оказавшийся для горожан таким же мучительным, как и предыдущий (2013-2014), когда жильцы задыхались в своих квартирах от жары и платили за отопление сумасшедшие деньги. И снова, как и в сезоне 2013-2014, эти издевательства над городом остаются, похоже, без последствий для виновных, которых вроде как и нет.

Когда общедомовых приборов учета тепла не было, у жильцов была другая беда – недотоп. Ресурсоснабжающие организации, крупнейшей из которых является Волжская ТГК, именовавшаяся раньше СМУЭК, в погоне за прибылью экономили на своем продукте и в дома его сильно недодавали, в результате чего люди мерзли. Плата взималась по нормативу, поэтому чем меньше тепла доходило до потребителей, тем больше были доходы поставщиков. При советской власти это было исключено – отопительные сезоны проходили тогда честно.

С переходом энергетики в частные руки в действие вступил принцип Джорджа Оруэлла из его романа «1984» – слова должны обозначать не то, что под ними понимается в нормальном обществе, а прямо противоположное. В теплоснабжении таким «прямо противоположным» стало внедрение приборов учета. С целью экономии ресурсов, как гласит законодательство, в том числе 261-й Закон. Но именно после этого в домах стало невыносимо жарко – под 30 и за 30 градусов даже в январе-феврале. Та же Волжская ТГК оправдывает свои действия ссылкой на температурный график, утверждаемый руководством города, который поставщик обязан, дескать, выполнять. В минувшую зиму он в наиболее холодные дни был на срезке 130/70, то есть на входе в дом температуру теплоносителя должны были держать на отметке 130 градусов по Цельсию, на обратке – 70. Выше власти поднимать температуру пока не разрешают, но представители ВоТГК грозятся довести срезку до 150/70.

Это какая-то коллективная олигофрения! Теоретически температурный график 150/70 существовал и раньше, но, во-первых, зимы дватри десятилетия назад были куда более суровыми, чем сегодня, и вовторых, в домах стояли чугунные батареи и металлические трубы, для которых такая температурная и динамическая нагрузка не была чрез-мерной. В последние же годы в массе жилых домов города с подачи какого-то идиота решили сделать, как в Италии, и, срезав металл и чугун, заменили их пластиком и алюминием, поставив отопительные системы под постоянную угрозу аварий. И этот риск тем выше, чем больше температура теплоносителя и давление, под которым он подается в дома.

Но даже если в городском руководстве этой азбуки не понимают и подписывают завышенные графики по глупости, львиная доля ответственности за техногенные катастрофы на теплосетях лежит, на мой взгляд, тем не менее на ВоТГК и поставщиках помельче. Перегревая теплоноситель, они нарушают сразу несколько законодательных актов, первый из которых Закон №261, предписывающий установку приборов. В названии Закона одним из основных являются слова «об энергосбережении», но после оприборивания как раз и начинается разбазаривание тепловой энергии. И получается, что экономия была до установки счетчиков, а после их установки с ней было покончено. Грубо противоречит такая практика и Гражданскому кодексу, статья 542 которого прямо говорит о том, что качество энергии (без перетопов и недотопов) обеспечивают ресурсоснабжающие организации, а вовсе не управляющие компании, как ресурсники пытаются это представить.

У управляющих компаний своя зона ответственности – перед собственниками жилья. И Жилищный кодекс, и Правила предоставления услуг, и договоры управления домами обязывают УК контролировать исполнение ресурсоснабжающими организациями договоров поставки ресурсов и прежде всего их качество. Вот как это звучит, например, в договоре управления домом, в котором я живу: «Управляющая организация обязана… осуществлять контроль и надзор за исполнением договоров, заключенных с ресурсоснабжающими, обслуживающими и прочими организациями и лицами, а также фиксировать факты неисполнения (частичного или полного) или ненадлежащего исполнения ими обязательств (перетоп. – Ред.) и причинения вреда имуществу собственников (в результате аварии из-за перетопа. – Ред.)».

Словом, УК лукавят, когда на претензии жильцов по поводу жары в квартирах и переплат за отопление говорят, что они ни при чем, что это все ресурсники. Нет, жильцы направляют свои претензии по адресу, а уж УК вправе в порядке регрессных исков предъявлять их поставщикам как реальным виновникам некачественной услуги. И у компаний есть реальная возможность снизить задолженность перед поставщиками тепла, поскольку Гражданский кодекс позволяет отказаться от оплаты энергии ненадлежащего качества – хоть в связи с недотопом, хоть в связи с перетопом.

Юрий Кашинский