Исполняется два месяца со дня открытия Центра Пластова в Ульяновске, на улице Гончарова, 16. Сейчас там действует выставка «А.А.Пластов. От этюда к картине», в которую вошли 12 подлинных произведений художника, привезенных из Прислонихи, и компьютерные копии знаменитых картин «Фашист пролетел», «Весна», «Ужин трактористов», хранящихся в Третьяковке. А еще в Центре Пластова можно увидеть личные вещи Аркадия Александровича, его фотографии, архивные документы и многое другое.

Присутствие Пластова ощущается с первой минуты визита на выставку: глаза художника наблюдают за посетителями Центра с большого портрета работы Виктора Сафронова, написанного к 80-летию Пластова.

Здесь можно увидеть стеллаж с ранними рисунками Пластова, которые были обнаружены в Новоульяновской школе №1, и работы поздние, профессиональные.

– Известно, что слово «этюд» в переводе с французского значит «изучение», – рассказывает директор пластовского Центра Татьяна Верещагина. – Этюд – это, безусловно, произведение искусства подготовительного, вспомогательного характера, написанного обязательно с натуры с целью ее тщательного изучения. Пластовская проблема границы между этюдом и картиной занимала всю его жизнь, он даже написал статью «От этюда к картине», которую опубликовал в сборнике Академии художеств. Пластов сам себя спрашивает: «Сколько этюдов должен написать художник?» – и отвечает: «Сотни и сотни для каждой картины, будь она большой, будь она маленькой, это совершенно не важно».

Он говорил, что этюд для художника – это каждодневное упражнение глаза и руки. Это упражнение приводит в конце концов к тому, что художник про себя сможет сказать: «Что вижу, то умею». Так мог сказать о себе Пластов.

Аркадий Александрович ставил перед собой цель – создать эпопею крестьянского жития. Он понимал, что крестьянство – соль земли русской, исчезает, во всяком случае, изменяется, трансформируется, и в таком виде коренного русского мужика мы не увидим больше. Он оказался, к сожалению, прав, и в этом плане его произведения, в том числе и представленные на этой выставке, имеют историческую связь с течением времени.

Гордостью Центра считается генеалогическое древо Пластовых, которое достает своими ветвями аж до пятого колена родословной, а корнями, конечно, держится за настоящее – это семья внука знаменитого художника Николая Николаевича Пластова, который, кстати, также пошел по стопам своего деда, художником стал. Но, по словам искусствоведов, Николай Николаевич уверяет, что его дети достаточно прохладно относятся к художественному творчеству.

Анна КОРНИЕНКО.