Систему оценки эффективности муниципальных властей выстраивают в правительстве региона, составляя рейтинг городов и районов.

«Где в прошлом году в Ульяновской области было жить хорошо?» – ответ на этот вопрос можно поискать в рейтинге, презентованном на днях министерством экономики области. Рейтинг городов и районов региона стал наглядным итогом мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в 2010 году.

Напомним, результаты годового мониторинга министерство экономики подводит уже в третий раз. В нем учитывается около 200 показателей в девяти направлениях. Это экономическое развитие, доходы населения, здоровье населения, дошкольное и дополнительное образование детей, общее образование, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.

В прошлый раз рейтинг составлялся с учетом динамики изменения показателей за год. То есть важна была не общая ситуация в муниципальном образовании, а лишь то, насколько она изменилась по сравнению с предыдущим годом. Эта методика дала неожиданные результаты. Так, 2009 год оказался провальным для Мелекесского района и Ульяновска.

В этом году методика подсчетов поменялась. Попыткой найти баланс в оценке между ситуацией в муниципальном образовании в целом и ее развитием за год стала оценка, 50 на 50 процентов сложенная из показателей общего положения дел и динамики их изменения за 12 месяцев.

В результате по совокупности показателей отставшими от области в 2010 году оказались Кузоватовский, Николаевский и Сенгилеевский районы. В Кузоватовском районе, ставшем последним в рейтинге, объяснил министр экономики области Олег Асмус, обнаружились самые низкие инвестиции в основной капитал и в целом плохая ситуация в инвестиционной сфере. Также в нем отмечены одна из самых высоких просроченных задолженностей по оплате труда, в том числе и в муниципальных учреждениях, снижение числа прибыльных сельхозпредприятий и площади используемых сельхозугодий, большая протяженность автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, низкие собственные доходы бюджета и другие негативные моменты.

Лидеры рейтинга оказались очевидными. Ими стали Ульяновский район, Димитровград и Ульяновск – территории, имеющие в силу своего статуса преимущества перед другими муниципальными образованиями. В них ситуация в целом неплохая, и этим присутствие в первой половине рейтинга обеспечено. Впрочем, объяснил Олег Асмус, стать во главе рейтинга Ульяновску «помогли» и не лучшие показатели за 2009 год. В сравнении с ними любой рост в 2010-м оказывался большим плюсом.

Так или иначе, но Ульяновск в этом году за полученное первое место должен быть награжден областным бюджетным грантом.

Вместе с ним гранты меньшего размера положены еще четырем лидерам рейтинга. Четвертым и пятым в нем стали Инзенский и Новомалыклинский районы. Общая сумма грантов составит около 11 миллионов рублей, как именно они будут распределены между муниципальными образованиями, пока не известно.

Составленный в регионе рейтинг городов и районов является калькой с аналогичного федерального – ежегодно Минрегион России подводит результаты эффективности деятельности органов власти субъектов Федерации. В прошлом году, когда оценка регионов также велась по динамике показателей, наша область вырвалась на шестое место. В этом году федералы будут считать по-новому, складывая 50 на 50 процентов показатели общей ситуации в регионе и их динамику. Какой результат такая оценка даст для Ульяновской области, должно вскоре стать известно.

Лидия ПЕХТЕРЕВА