Региональное руководство дало добро на повышение стоимости проезда в маршрутных такси до 13 рублей с 15 декабря. Но одновременно запретило повышать цену в вечернее время. Перевозчики такое решение считают несправедливым.

Слухи о грядущем повышении стоимости проезда ходили несколько дней и в начале недели привели к тому, что те маршрутки, которые перевозили пассажиров за 10 рублей, подняли цены до максимально разрешенных 11. Вчера приказ о повышении был опубликован в официальной областной газете. Документ разрешил маршрутчикам с 15 декабря повысить стоимость проезда на маршрутах по правому и левому берегу до 13 рублей, до 16 рублей – на маршрутах пригородного и заволжского направлений.

В приказе регионального министерства экономики, правда, ничего не говорится о предоставлении права перевозчикам повышать стоимость проезда в вечернее время. Сейчас с 20.00 до 6.00 маршрутки перевозят пассажиров в полтора раза дороже. Это условие оговаривалось отдельным пунктом, который в нынешнем документе исключен. Получается, с 15 декабря частники будут работать по единым тарифам и днем, и вечером.

Судя по всему, решение о повышении цен на проезд областным чиновникам далось нелегко. Они не раз заявляли, что опасаются протеста горожан. Мало кого удовлетворяет и качество работы частных перевозчиков. Во вторник город накрыли обильный снегопад и мороз, на линию не вышли сотни микроавтобусов. На заседании облправительства в среду губернатор обвинил частных перевозчиков в безответственности. «Маршрутчики загоняют меня в угол, требуя повышения тарифов, но сами при этом не выдерживают первого же погодного испытания, – сказал Сергей Морозов. – Почему они не выполняют взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров? Давайте тогда мы откажемся от их услуг».

Представитель коммерческих перевозчиков города Виктор Сидоренко все объясняет бедственным положением владельцев маршрутов. «Цена проезда в маршрутках не повышалась почти три года. Низкие тарифы не позволяют предпринимателям развивать материально-техническую базу, многие микроавтобусы на ночь оставляют на улице, в снегопад кто-то просто не смог выехать из сугробов. Из-за мороза каждая третья-четвертая машина не завелась. С таким подходом положение в дальнейшем будет только ухудшаться».

По словам Виктора Сидоренко, при установлении предельных размеров стоимости проезда в департаменте по регулированию цен и тарифов руководствуются Постановлением правительства РФ № 239. Одним из основных критериев при этом служит доступность транспортных услуг населению. По нормам, заложенным в документе, человек в среднем должен совершать 52 поездки в месяц. При этом есть условие, по которому затраты на них не должны превышать пяти процентов от размера среднемесячной заработной платы по региону.

Проведенные нами расчеты показали, что даже нынешняя стоимость проезда в маршрутках не соответствует уровню доходов населения. По данным Ульяновскстата, средняя заработная плата в сентябре 2010 года (последние данные) в регионе составила 13532 рубля. Получается, транспортные расходы ульяновца не должны превышать 676,6 рубля в месяц. Однако если 52 поездки по 11 рублей обойдутся в 572 рубля, то по 15 рублей (заволжские маршруты) – в 780 рублей. После повышения расходы на маршрутку будут составлять минимум 676 и 832 рубля соответственно. Чтобы без особого ущерба для кошелька совершать эти самые 52 поездки в месяц, человек должен получать зарплату в размере 16640 рублей.

Вадим ПИЛЮКОВ