Копенгаген и живописные виды на Балтийское море – а точнее, пролив Эресунн – постепенно оживают на нескольких новых полотнах замечательной ульяновской художницы Татьяны Горшуновой. В Дании она побывала еще в ноябре прошлого года. Там до сих пор представлены на выставки ее картины и работы ее сына-художника Дениса.

В Данию Горшуновы попали благодаря счастливому стечению обстоятельств. Те же люди, которые уже дважды содействовали гастролям Ульяновского драмтеатра в Копенгагене, случайно увидели альбом с репродукциями картин Татьяны и захотели показать их в Дании. В этой стране русская диаспора проявляет живой интерес к современному искусству России – театру, музыке, живописи, причем не только к столичному, но и к провинциальному. А живопись Татьяны Горшуновой оригинальна, образы ее мечтательных женщин, задумчивых котов, меланхоличных коз неповторимы и вместе создают мир, наполненный застывшей музыки, замершей игры. Понятно желание показать этот дивный мир соотечественникам.

Весь сложный и дорогой процесс подготовки выставки лег на плечи художницы. К счастью, к моменту отъезда завершились все необходимые дела: искусствовед, заведующая Музеем современного изобразительного искусства XX-XXI веков Елена Сергеева провела экспертизу картин, которую подтвердили в Нижнем Новгороде, почта России не подвела и вовремя доставила три тяжелые посылки с холстами в Копенгаген, а визовый центр буквально перед отъездом доставил визы. Уточню, что в момент обсуждения выставки Татьяна показала представителям Российского центра науки и культуры в Копенгагене работы своего сына, у которого свой, не менее интересный мир художественных образов. Их тоже решили экспонировать в Дании.

Горшуновых поселили в “Русском доме” – здании датско-русского общества. Две недели, проведенные в другой стране, поразившей художников своей ухоженностью и самобытностью, теплый прием, интерес к их живописи, конечно, вдохновили путешественников. Они обратили внимание, что датчане не столько реставрируют старинные здания, сколько не разрушают и просто берегут то, что имеют. Поэтому даже окраины датской столицы не похожи на заброшенные халупы. Татьяна показала фотографии двухэтажных домиков, окрашенных в тот же цвет, что и ульяновские хрущевки в районе железнодорожного вокзала, но даже эта не самая приятная глазу желтизна смотрится совсем по-другому: крыши целы, стены без трещин, асфальт ровный, вокруг чистота. Прогуливаясь по парку, Горшуновы даже не сразу поняли, что это и не парк вовсе, а… кладбище. К их удивлению, одна из его тропинок вывела прямо к могиле Ганса Христиана Андерсена.

Вот и появились на свет первые датские пейзажи Татьяны. Она еще продолжает работать над ними и не спешит выставлять. Хотя впереди, уже этим летом, у нее откроются сразу две новые выставки – одна в Казани, где родилась и училась художница, вторая – в Тольятти.

Ни Горшунова, ни ее сын не пошли к власти с протянутой рукой – просить средств на поездку. За все заплатили сами. К счастью, у Татьяны в Дании купили пять картин, у Дениса – четыре. Таким образом удалось вернуть большую часть расходов. Горшунова сожалеет только об одном – что среди проданных картин оказались те, с которыми ей тяжело расставаться навсегда.

– Зато есть повод оторваться от того, к чему привязана, немного воспарить и создать что-то новое, – философски рассуждает она. – Я понимаю, что для художника главное – работать не ради чего, не надеясь на что-то, а для собственного удовольствия и самосовершенствования. А еще нельзя сидеть и ждать, что тебя заметят, позовут, пригласят. Нужно и самой делать шаги навстречу.

Анна Школьная