На заседании рабочей группы Общественной палаты обсудили наболевшие вопросы семейного образования. Родители до сих пор не могут прийти с чиновниками к единому мнению: обязательна ли промежуточная аттестация. В областном департаменте по надзору и контролю в сфере образования заявили, что многие семейные школы «одурманивают родителей» – не имеют лицензий и даже не учат детей читать. Рассказываем о дискуссии подробнее.

«Письма счастья» написали некорректно

Родители детей, находящихся на семейном обучении (СО), вспомнили недавнюю историю о «письмах счастья» (Улпресса о них писала), которые пришли им нынешним летом. Напомним, от имени руководителя городского Управления образования Светланы Куликовой сообщалось о праве проходить промежуточную аттестацию, был приложен список школ, где можно это право осуществить. Родителей попросили в кратчайшие сроки сообщить, где дети будут проходить аттестацию, иначе о них сообщат в комиссию по делам несовершеннолетних.

Также тем, кто принял решение перейти на семейное обучение летом 2024 года, было строго рекомендовано прийти на личный прием к Куликовой. «Откуда такие требования?», – спросили родители.

По словам и.о. начальника городского управления образования Татьяны Мамишевой, перед чиновниками поставили задачу «четко посчитать количество и найти детей на семейном обучении»:



– Светлана Ивановна (Куликова – прим. ред.) решила лично побеседовать с каждым родителем и узнать причину перехода. Были факты, что в некоторых семьях детей удерживали дома, не пускали в школу, они нигде не обучались. Количество таких случаев по стране участилось, так что это была необходимая мера. Нам надо было посмотреть, почему родители переводят детей, с какой целью. Просим прощения, если это доставило неудобство.

Замдиректора департамента по надзору и контролю в сфере образованию регионального минпросвещения Татьяна Позапарьева пояснила, что органы образования обязаны информировать о нарушении прав несовершеннолетних:

– А отсутствие информации о прохождении промежуточной аттестации несет риск нарушения права ребенка о получении образования.

Необходимость прохождения промежуточной аттестации ожидаемо вызвала дискуссию. Ранее мы давали позицию родителей: после завершения 9 классов ребенок-«семейник» в обязательном порядке, как и ученики обычной школы, должен пройти итоговую аттестацию (ГИА в форме ОГЭ). Также, по закону, родители обязаны обеспечить обучение своим детям. Как именно они будут это делать – история каждой отдельно взятой семьи. А вот промежуточные аттестации, по своей сути – это тестирование, которое показывает, насколько успешно ребенок изучает предметы. Обязанности это делать, по словам родителей, нет.

Такой подход родители аргументируют тем, что на семейном обучении может быть (и чаще всего) совершенно иная образовательная траектория, чем в школе. Например, ребенок может освоить полностью биологию с 5 по 9 класс, а затем заняться изучением математики. И такая программа не совпадает со школьной. Родители продемонстрировали ответ прокуратуры, полученный в июле нынешнего года – что промежуточная аттестация это право, а не обязанность.

Директор областного департамента по надзору и контролю в сфере образования Ольга Касимова заявила, что промежуточную аттестацию сдавать нужно, «и никаких других комментариев быть не может!»:

–  Есть предметы, которые не идут до конца 9-го класса (например, рисование, музыка). А в аттестат идут все предметы, закрепленные в государственном плане образования. И данные по всем предметам заносятся в него именно по итогам промежуточной аттестации.

По словам Татьяны Позапарьевой, родители при выборе образовательного учреждения, где будет проведена аттестация, должны согласовать с ним график ее прохождения. «Как она будет проходить – за предмет, курс, класс – это уже другой вопрос».

«Одурманивание родителей»

Отдельно коснулись вопроса, куда именно прикрепляться родителям детей-«семейников». Они могут выбрать любую организацию, но для того, чтобы сдать там промежуточную аттестацию, нужна лицензия на осуществление образовательной деятельности, а для получения итогового документа – государственная аккредитация.

Выяснилось, что среди онлайн-платформ, к которым родители прикрепили детей на семейном обучении, 15 не имеют лицензии (либо она есть, но только на дополнительное образование).

– Количество «семейников» в регионе растет, но мы выявляем и рост семейных школ. Их организуют частные предприниматели, которые обещают суперусловия для ребенка. А там всего два преподавателя – информатики и английского. Это просто одурманивание родителей! Одна бабушка нам пожаловалась, что ее 10-летний внук уже четыре года учится в такой школе, но даже не умеет читать. Начали выяснять: у организации есть только лицензия на допобразование. А это кружки – шахматы, танцы, вышивание!, – завила Ольга Касимова.

По ее словам, в регионе девять семейных школ, работающих без лицензий: одна – в Засвияжском районе, две – в Ленинском, шесть – в Заволжском. Касимова пообещала, что по ним будет направлена информация в прокуратуру «для реагирования»:

– Среди организаторов есть родители, которые сами перевели детей на семейное обучение и теперь вовлекают других. Это просто безобразие! Учить детей они могут как угодно, но говорить, что в такой школе можно пройти промежуточную и итоговую аттестации, не имеют права. Я не против семейного обучения, и мы должны поддерживать бизнес, но честный. Мы предлагали им пройти лицензию. Но это значит, что организация станет мне подконтрольной, и я заставлю выполнять лицензионные требования по учителям, показывать, кто учит, по каким учебникам и программам, есть ли ФГОСы. Пока откликнулась только одна школа.

Как пояснили присутствующие на заседании Общественной палаты родители, многие нанимают репетиторов для группы детей, в итоге создается «семейный класс». Получать лицензию для такого сообщества – непосильная ноша и ненужные обязательства:

– Лично я забрала детей из школы, потому что по учебникам, которые там предлагают, учиться просто невозможно, – рассказала одна из мам.

Раздвинули сроки

Представители Минпросвещения объяснили, почему у родителей детей на СО возникли проблемы с компенсационными выплатами. Им положено чуть более 30 тысяч рублей – при условии, что ребенок проучится в таком формате минимум год и будет сдавать промежуточную аттестацию в Ульяновской области.

– Мы получили 500 заявлений, все они рассмотрены и одобрены, выплаты начались. Средства из бюджета идут по мере поступления денег по этой строке, до конца года все родители получат компенсацию, – пояснила замдиректора департамента общего образования регионального Минпросвещения Людмила Юдина.

В регионе сейчас около 1500 детей на СО, но заявления о компенсации были написаны только на треть от этого количества. По словам Юдиной, некоторые родители отказываются от получения, кого-то не устраивают условия. Но оказалось, что есть еще одна проблема – заявления не успели оформить.

– В этом году срок их подачи ограничили периодом с 22 июля по 9 августа. Меня в это время не было в городе, – пояснила родительница.

В итоге было принято решение раздвинуть сроки – принимать заявления с 1 июля по 10 августа.

Ни критичных, ни высоких

Недавно в Телеграм-канале депутата Госдумы Алексея Куринного развернулась бурная дискуссия с родителями детей на СО. Депутат внес предложение проводить промежуточную аттестацию четыре раза в год, родители буквально его заклеймили – заявили, что он мало что понимает в семейном образовании. В итоге проект был отозван, по словам Куринного, «в том числе из-за несовершенства и громоздкости самой процедуры аттестации и отсутствия финансового обеспечения в настоящих условиях»:

– Будет подготовлен новый комплексный законопроект с учетом всех существующих и обсуждаемых проблем и мнения тех, кого это касается.

В комментариях проскальзывало мнение, что уровень семейного образования ниже, чем школьного, но доказательств в не было. Статистику озвучили в Общественной палате.

В этом году ЕГЭ сдавали 105 одинадцатиклассников, находящихся на семейном обучении. По словам Людмилы Юдиной, средние баллы у них в целом совпали со среднерегиональными:

– По русскому, химии, биологии, истории, базовой математике средний бал казался ниже среднего по области. Самый низкий – по истории: 50. По остальным отставание небольшое, на 5-9 балов. По профильной математике и литературе балл оказался на уровне региона, по физике и английскому –  выше. 100-бальников среди «семейников» нет, но 16 человек оказались высокобальниками – набрали от 80 до 100 баллов. Критичных результатов нет, но и высоких тоже. В принципе, результаты адекватные.

Из 57 девятиклассников на СО двое получили «двойки» по обществознанию, аттестаты им не выдали. По всем остальным предметам результаты положительные. Людмила Юдина отметила, что не до всех родителей девятиклассников удалось дозвониться – телефоны или не отвечали, или были недоступны:

– К сожалению, в отличие от 11 класса, родители девятиклассников не до конца понимают сроки и важность сдачи экзамена. Нужно проводить разъяснительную работу – родители не знают, что надо вовремя подать заявление, обратиться в школу, пройти собеседование, включить ребенка в региональную базу. Пока вопрос недоработан.

Какие итоги у выпускников, окончивших обычные школы? Из почти 11 тысяч учеников 11 класса не сдали ЕГЭ 89 человек, они останутся на второй год.

Интересно, что некоторые родители прикрепляют своих детей на СО к подмосковным и московским школам – говорят, что сдавать экзамены там проще.