Законопроект о снятии мэров городскими депутатами – в том числе и по инициативе губернаторов – подоспел вовремя: не далеко то время, когда начнутся раздачи «пряников» за кризис.

Губернаторы давно добивались этого закона, призывая Москву «достроить вертикаль власти». Раз, мол, всенародные выборы самих губернаторов отменены и их теперь назначает президент, то надо завершить эту реформу, доведя ее до низов. То есть глав городов должны назначать губернаторы, иначе полной «управляемости» не достичь.

За этими призывами скрывалась вполне корыстная цель региональных руководителей. Они мечтали взять под контроль столицы своих территорий, которые и в бюджет дают львиную долю доходов, и располагают, как правило, наиболее ценными предприятиями. Но из-за неподчиненности мэров губернаторам подобраться ко всему этому субъектам федерации не удается. В результате – вечный конфликт, где-то в скрытой форме, гдето в открытой. Достаточно вспомнить, сколь долго и упорно наши областные структуры трамбуют городской «Водоканал», то собираясь его приватизировать, то отдать кому-то в аренду, то еще что-нибудь. Мэр Сергей Ермаков стоит пока на своем и «Водоканал» не отдает, и будь закон об отставке мэров уже принят, область нашла бы, вероятно, повод, за что отрешить Ермакова от должности.

Но Москве принять такой закон мешала Конституция, где записано, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти и, следовательно, губернаторы не вправе вмешиваться в работу мэров, а тем более – назначать их или снимать. Конституцию в принципе можно было бы изменить, как это только что сделали в части сроков полномочий президента и Госдумы РФ. Только есть одно очень большое «но». Это мнение Совета Европы (СЕ), в который входит Россия и который очень бдительно следит за независимостью местного самоуправления в государствах-членах. Отмена этого принципа грозит России исключением из СЕ, чего наши власти, конечно, не хотят.

И тогда они пошли, видимо, в обход, стремясь-таки отдать мэров на съедение губернаторам, но без формального изменения Конституции. В новом законопроекте даже термин выбран для этого почти не правовой – «удаление от власти». Не отрешение, не отставка, не увольнение. Но губернаторы утешатся и этим. Они получают право инициировать в Гордуме «удаление от власти» неугодного мэра. По одному, правда, только поводу – за неисполнение мэром государственных полномочий, делегированных ему субъектом федерации. Поиск «неисполненного полномочия» проблемой не станет. В конце концов можно будет специально делегировать такое дело, которое неисполнимо, и мэра снять.

А потребность в снятиях возрастает. Чем дольше длится нынешний кризис, тем выше у властей разных уровней будет желание переложить ответственность за него на кого-то другого. Президенту остается валить на губернаторов и в наиболее острых ситуациях снимать их с должностей. Ничего личного в этом, кстати, не будет – чистая политика. Отставка главы региона сыграет роль открытой крышки для выпуска населением пара. Назначение нового главы, его вхождение в курс дела отвлекут население на много месяцев.

То же касается и губернаторов.

Они также хотят иметь громоотвод, каковым и явятся, скорее всего, удаления мэров от должностей. В общем, цепочка безответственности активно строится и вот-вот будет готова. Эффект, если тот же Совет Европы не вмешается и не скажет свое слово, получится, надо полагать, обратным. Решение проблем заменится поиском крайних, которые будут расплачиваться за их как бы нерешение, а сами проблемы останутся жить и развиваться дальше. Но то ли требуется сейчас от наших властей?

Юрий КАШИНСКИЙ