Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Деятельность этого Общества и созданного при нем хранилища древностей почти не затронута современными исследователями. Правда, существовало общество совсем недолго, и поле его работы было не столь широким, как, например, у архивной комиссии. Созданное в 1914 году Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество (далее СЕЦАО) занималось изучением, собиранием и сохранением памятников и предметов церковной старины. Это и документальное наследие: архивы монастырей и приходов – ценнейший источник исторических сведений.

Работа эта имела давние традиции. Так, А.К. Яхонтов в статье «О трех первых местных церковниках-археологах», (Сборник в память 10-летия архивной комиссии, 1906) писал о трудах настоятелей Покровского монастыря Иуста, Порфирия и Германа в конце XVIII – начале XIX вв. В 1840-х гг. огромную работу по изучению церковных архивов и памятников истории вёл профессор Симбирской духовной семинарии К.И. Невоструев, впоследствии член-корреспондент Академии наук, первый лауреат премии им. М.В. Ломоносова. Всё это были подвижники-одиночки. Занималась изучением памятников церковной старины и Симбирская ученая архивная комиссия, созданная в 1895 г., но это было лишь одно из направлений ее деятельности.

Церковно-археологические общества появились в России в 1870-х гг. и в начале ХХ века имелись уже почти во всех епархиях. На открытии местного Общества епископ Вениамин объяснял отставание Симбирска молодостью епархии, существующей с 1832 года, и частыми бедствиями: «Церковных древностей в нашей епархии едва ли много можно найти, благодаря губительным и неоднократным набегам разбойников… и пожарам, истребившим всю старину, пощаженную разбойниками». Тем не менее, уже в 1902 г. было издано распоряжение по епархии не уничтожать и не передавать другим лицам и учреждениям древние церковные вещи. На этом распоряжении епископ Вениамин наложил резолюцию об «изыскании денежных средств на содержание имеющего возникнуть церковно-исторического музея»

Главной причиной, мешавшей созданию Общества, являлось отсутствие помещения для музея. Возлагались надежды на постройку нового здания семинарии. Учебное заведение находилось в ведении Синода, и использовать его здание для своих нужд епархия не могла. В 1911 г. в Синод направлялось ходатайство о передаче епархии старого здания после завершения строительства (проект нового здания семинарии на Мартыновой улице не был осуществлен)

В 1912 г. епископ Вениамин обратился к епархиальному съезду: «Нужда заставляет немедленно приступить к учреждению музея церковных древностей. Памятники церковной старины гибнут по неимению средств сохранить их и по небрежному отношению… Преподаватели духовно-учебных заведений выразили желание… трудиться над изучением памятников Симбирской церковной старины. Теперь дело за средствами». Он просил съезд изыскать 1345 руб. на наем помещения и начальные расходы. Однако депутаты решили отложить вопрос.

Епископ Вениамин написал в резолюции: «Утверждается, но с сердечной мукой. О.о. депутаты… видимо, желали отделаться от неприятного для них обязательства, игнорировав то обстоятельство, что во всей почти Российской империи уже давно открыты церковно-исторические музеи, и Симбирская епархия осталась позади всех в этом отношении». И лишь на епархиальном съезде в 1913 г. после долгих споров было решено ассигновать скромные средства на открытие Общества и музея.

По Уставу, утвержденному Св. Синодом в июле 1913 г., целями Общества является изучение церковно-религиозной жизни Симбирского края в прошлом и настоящем; охранение и изучение памятников церковной старины; образование церковно-археологического древлехранилища. Общество состоит из почетных, пожизненных, действительных членов и членов-сотрудников. Дважды в год проводятся общие собрания. Попечителем (почетным председателем) СЕЦАО является Симбирский епископ. Делами Общества управляет комитет во главе с председателем. В комитет входят редактор изданий Общества, хранитель древлехранилища, казначей и др. Средства СЕЦАО образуются из членских взносов, пожертвований, доходов от лекций и духовных концертов.

Организационное собрание Церковно-археологического общества состоялось 12 (25 по н. с.) января 1914 г. в зале Архиерейского дома. Присутствовало около 200 чел.: епископ Вениамин, губернатор А.С. Ключарёв, духовенство, преподаватели, представители купечества и других сословий. После молебствия преосвященный Вениамин обратился к собранию с речью. Сказав о главной цели – отыскивать памятники церковной старины «не ради моды, не для пустого любопытства, а ради изучения их», он выразил надежду, что «собравшиеся здесь, любящие свои родные места, помогут выполнить задачу… новорожденного Общества советами, словами и делами». Затем секретарь Духовной консистории А.Ф. Жуков доложил собранию историческую записку об учреждении в Симбирской епархии Церковно-археологического общества.

Почетным председателем Общества был избран епископ Вениамин, товарищем председателя – губернатор А.С. Ключарев. Председателем комитета Общества стал А.К. Яхонтов; редактором изданий СЕЦАО – А.Ф. Жуков, казначеем – священник Владимирской церкви В.П. Садовский. Собрание избрало почетных членов; кроме председателя и товарища председателя ими стали губернский предводитель дворянства, председатель СГУАК В.Н. Поливанов, вице-губернатор А.В. Арапов и др.; пожизненным членом Общества – купец Н.Я. Шатров. Среди 73 действительных членов – священники, педагоги, именитые граждане.

После организационных вопросов А.К. Яхонтов зачитал доклад «Заветы былого». Он говорил о культурных ценностях, хранящихся в старинных храмах; о важности изучения и сохранения памятников старины. «Хотя и город наш не старый, и епархия молодая, ученой работы в них найдется много». Особо докладчик отметил заслуги К.И. Невоструева – «исключительного труженика по местному и всероссийскому церковно-археологическому делу». Кстати, 11 марта 2021 г. исполнилось 205 лет со дня рождения Капитона Ивановича Невоструева.
В завершение собрания присутствующими были внесены пожертвования; всего поступило 292 рубля.

Основная работа в Обществе легла на плечи Александра Кузьмича Яхонтова. П.Л. Мартынов заслуженно называл его «глубоким знатоком и неутомимым исследователем местных церковных древностей» (Сборник в память 10-летия СГУАК, 1906). А.К. Яхонтов после окончания Московской духовной академии с 1893 г. преподавал в Симбирской духовной семинарии и в Мариинской гимназии. Позже назначен инспектором семинарии, не прекращая преподавательской работы. Александр Кузьмич был одним из активных членов архивной комиссии. Ему принадлежат труды «Симбирск» (1898), «Церковно-археологическое описание церквей г. Симбирска» (1898), «Симбирские люди в Отечественную войну» (1912) и др. Ряд статей Яхонтова опубликован в сборниках СГУАК («Описание церковных древностей исторического симбирского музея» и др.), в Епархиальных ведомостях и других изданиях. Он являлся редактором неофициальной части «Симбирских епархиальных ведомостей».

Уже в первый год существования Общества было положено начало библиотеке, архиву и древлехранилищу; установлены связи с другими учеными обществами, проведен ряд исследований. Так, В.Н. Поливанов и А.К. Яхонтов произвели осмотр церкви Спасского монастыря, опубликовав сообщение в газете «Симбирянин». А.К. Яхонтов и Д.И. Архангельский осмотрели деревянную церковь 1703 года в с. Ляховке (фото 7), изучили ее архив, древние иконы и пр. А.И. Соловьев предоставил в распоряжение Общества свои работы по изучению архива Невоструева. В июне 1914 г. группа семинаристов с А.К. Яхонтовым совершила поездку по местам церковной старины: в Москву, Ростов, Ярославль, Кострому, Казань. В 1914 г. поступило 1173 руб., израсходовано – 634 руб., почти все – на издательскую деятельность.

Обществом издавались сборники «Симбирская церковная старина». Всего вышло три выпуска: в 1914, 1915 и 1917 гг. 1-й выпуск подробно рассказывал о новом Обществе и его открытии. В 2-м выпуске напечатаны рукопись начала XIX в. архимандрита Порфирия о Симбирском Покровском монастыре; статьи А.К. Яхонтова о старинном храме в с. Ляховка; В. Щербаковой о боярине Б.М. Хитрово; А.И. Соловьева о Невоструевском архиве и сочинение К.И. Невоструева «Жадовская Богородицкая пустынь»; воспоминания протоирея Е.А. Успенского и др. Этот сборник содержит также сведения о деятельности Общества и составленные А.К. Яхонтовым перечень и описание предметов, поступивших в 1914 г. в древлехранилище (в том же году издано отдельной брошюрой). В 3-м выпуске опубликованы исторический очерк Симбирской епархии протоиерея С. Введенского; биографический очерк первого симбирского архипастыря Анатолия; очерк о Троицком соборе Симбирска; статьи об Алатырской Духовской пустыни по архиву К.И. Невоструева (А.И. Соловьев), о Симбирском духовном училище (А.К. Яхонтов) и др.

Одной из главных задач СЕЦАО было определено создание музея церковных древностей – древлехранилища. В Епархиальных ведомостях публиковались обращения к духовенству и другим лицам о доставлении предметов и документов, имеющих историческую ценность (фото 2). Начало древлехранилищу положили 5 предметов, поступивших в феврале 1914 года. Ректор семинарии подарил старинное резное распятие. Учитель Пяткин передал богослужебную книгу, принадлежавшую Симбирскому ополчению 1812 года. От духовной консистории поступили предметы, принадлежавшие чтимому за подвижника священнику с. Бортсурман о. А. Гневушеву: зимняя шапочка, кадильница и Псалтирь. Информация об этом была напечатана в Епархиальных ведомостях № 4 за 1914 г.; и в дальнейшем (1914-1916) обо всех поступлениях сообщалось в этом издании.

В составленном А.К. Яхонтовым перечне предметов, поступивших в древлехранилище в 1914 г., значится уже 130 наименований. Среди них священническая риза XVI в. из с. Собакино, «Требник» Петра Могилы 1644 г., рукописная Библия XVIII века, Евангелие 1716 г. из церкви с. Коптевки, резные царские двери XVIII века из церквей сел Беденьги и Сосновки, старинные брачные венцы из церкви с. Ляховки и т. д. (фото 9-10). Ряд предметов получен от архивной комиссии и других ученых обществ. Так, хранитель музея СГУАК П.А. Александров снял для древлехранилища копию с плана и фасада бывшей Успенской церкви в Подгорье (фото 7). По более поздним сообщениям в Епархиальных ведомостях можно сделать вывод, что число предметов достигало, как минимум, нескольких сотен. О ценности не приходится и говорить: чтение этих списков впечатляет даже человека, не являющегося знатоком церковной старины.

Однако создание музея сталкивалось с серьезными трудностями. В статье «Будет ли церковное древлехранилище?» (Епархиальные ведомости № 18 за 1914 г.) А.К. Яхонтов писал о недоверии большой части духовенства к этому учреждению и отвечал на возражения. В Симбирской епархии нет специалистов в области церковной археологии и палеографии? Неправда! Есть преподаватели семинарии, изучавшие эти дисциплины; есть известные и опытные члены архивной комиссии. Но если бы и так: «время и труд – главные наши учителя». Древлехранилище следует открыть не в Симбирске, а в Алатыре, как более древнем городе? Но тут и обсуждать нечего. По положению о Церковно-археологических обществах, они открываются в губернских городах и имеют помещения в одном из зданий духовного ведомства.

Комитет Общества значился по месту работы его председателя – в семинарии. Размещать же древлехранилище было негде. В 1914 году Яхонтов пишет: «За неимением пока помещения предметы церковной древности… временно размещаются в одной комнате при квартире Председателя Комитета» – самого Александра Кузьмича. В конце 1914 г. предметы музея были «временно устроены в центральном, безопасном помещении при духовной семинарии… Комитет Общества был уже вправе сказать, что… у Симбирской епархии есть высоко-культурное просветительное учреждение – Церковное Древлехранилище, к сожалению, не имеющее не только своего, а по военному времени и наемного помещения» (Симбирская церковная старина, вып. 2, 1915, с. 8). Из отчета следует, что «Древлехранилище посещалось частными лицами, городским и сельским духовенством, преподавателями… Часто по отдельности и группами в Древлехранилище бывали воспитанники духовной семинарии, где занимались изучением памятников родной старины под руководством Председателя Комитета Общества, своего инспектора».

В августе 1915 г. древлехранилище было переведено в деревянный епархиальный дом на Нижне-Чебоксарской улице (Епархиальные ведомости, 1915, № 18; фото 5). Что это за дом, сохранился ли он? Вопрос пока остается открытым. Дело в том, что по окладной книге за 1915 год (в ней названы все домовладения и их хозяева по каждой улице) епархиальный дом на Чебоксарской (ныне Бебеля) улице не значится. Вероятно, епархия снимала этот дом у частного лица. О том же свидетельствуют слова П.Я. Гречкина на собрании по созданию Народного музея в 1918 г.: «Церковно-археологический музей помещается где-то на частной квартире…». Место нахождения церковного древлехранилища в 1915-1918 гг. еще предстоит установить.

22 января 1917 г. состоялось последнее общее собрание СЕЦАО. В докладе комитета отмечалось, что работе Общества помогало «деятельное сочувствие епархиального духовенства; от него продолжали поступать денежные средства…, им же присылались или привозились в Древлехранилище предметы церковной старины. Успеху Общества много содействовали Комитет и отдельные члены Общества своими трудами и личными средствами». Были избраны новые почетные члены, среди которых профессор Казанского университета К.В. Харлампович, бывший законоучитель Кадетского корпуса протоиерей Е.А. Успенский, бывший преподаватель семинарии П.П. Неболюбов. А.К. Яхонтов «прочитал ясную и живую лекцию на современную церковно-археологическую тему «Археология и жизнь» (Епархиальные ведомости, 1917, № 3). Это был заключительный аккорд в деятельности Симбирского церковно-археологического общества…

В 1918 г. принято решение об объединении всех симбирских музеев – музея архивной комиссии, естественно-исторического и церковного – в единый Народный музей. 11 октября 1918 г. состоялось организационное собрание, в котором приняли участие представители ученых обществ и интеллигенции. Было принято решение об открытии музея в Доме-памятнике И.А. Гончарову; избран президиум Народного музея под председательством Павла Яковлевича Гречкина.

После ремонта здания, в конце 1918 – начале 1919 гг., в Гончаровский дом на Венце переехали все три музея. Народный музей открылся 1 июля 1919 года. Он разместился на втором этаже; первый этаж занял Пролетарский университет. В двух залах слева от лестницы находился историко-археологический отдел музея, созданный на базе музея архивной комиссии и церковного древлехранилища. Этот отдел состоял из нескольких разделов, в т. ч. раздела церковной старины (фото в комментарии к фото 10). Музей возглавил П.Я. Гречкин, историко-археологическим отделом руководил П.Л. Мартынов, сотрудником этого отдела стал и А.К. Яхонтов. После смерти Мартынова в 1921 году Александр Кузьмич возглавил отдел.

П.Я. Гречкин был одновременно зав. губернским комитетом по делам музеев, занимавшимся, в числе прочего, охраной памятников старины. Его первым помощником в этом деле стал А.К. Яхонтов, составивший список церквей и монастырей губернии, подлежащих охране. Была взята на учет и в 1923 г. передана музею Спасская церковь женского монастыря. Гречкин и Яхонтов мечтали открыть в ней музей церковной старины. Но средства на ремонт Спасской церкви не были выделены, она разрушалась, в 1927-28 г. выведена из собственности музея, а вскоре разобрана. Зато им удалось спасти от сноса монастырскую стену XVIII века, дом Языковых и ряд других памятников истории.

За прошедшие годы многое было утрачено, но и теперь предметы церковного древлехранилища имеются в фондах Краеведческого музея.


Здание Духовной семинарии, в котором размещался комитет Симбирского епархиального церковно-археологического общества, а с 1914 до августа 1915 г. – также собрание предметов церковной старины.


Объявление об открытии Симбирского епархиального церковно-археологического общества и просьбы о доставлении в древлехранилище Общества предметов церковной старины и сведений о них.
Симбирские епархиальные ведомости, 1914, № 4; 1916, № 16.


Епископ Симбирский и Сызранский Вениамин – почетный председатель Симбирского епархиального церковно-археологического общества и губернатор А.С. Ключарев – товарищ почетного председателя.
Симбирская церковная старина, выпуск 1, 1914.


А.К. Яхонтов – председатель комитета Симбирского епархиального церковно-археологического общества.
Вверху: Александр Кузьмич Яхонтов и Павел Яковлевич Гречкин на Венце. Фото из архива О.Н. Гречкиной.
Внизу: Сотрудники Естественно-исторического музея, 1920-ые гг. В 1-м ряду первый справа П.Я. Яхонтов, второй справа – П.Я. Гречкин. УОКМ.


Слева: «Симбирская церковная старина» – издание Симбирского епархиального церковно-археологического общества (1914, 1915, 1917 гг.). На обложке и первом листе помещались рисунок Д.И. Архангельского с изображением Николаевского собора и слова проф. Капитона Ивановича Невоструева: «Братие и отцы! Блюдите ради отцев ваших, вас самих и грядущих по вас родов сии памятники минувшаго»
Справа: Объявления о переводе древлехранилища в епархиальный дом на Нижне-Чебоксарской (ныне Бебеля) улице и о выходе 2-го выпуска «Симбирской церковной старины». Симбирские епархиальные ведомости, 1915, № 18.


Слева: Архиепископ Анатолий, первый Симбирский архипастырь (в 1832-1842 гг.). При нем была открыта духовная семинария, освящен Свято-Троицкий собор. Симбирская церковная старина, выпуск 2, 1915.
Справа: Епископ Симбирский и Сызранский Феодотий (в 1842-1858 гг.), оказавший поддержку профессору Симбирской духовной семинарии К.И. Невоструеву в изучении церковных архивов и памятников старины. Симбирская церковная старина, выпуск 1, 1914.


Вверху: Бывшая Успенская подгорная церковь в Симбирске (в 1866 г. разобрана и перенесена в нагорную часть города). В «Симбирских епархиальных ведомостях» № 8-9 за 1914 г. сообщалось о поступлении в церковное древлехранилище копии с плана и фасада Успенской церкви, снятой хранителем музея Симбирской ученой архивной комиссии П.А. Александровым.
Внизу: Деревянный храм начала XVIII века в с. Ляховка Симбирского уезда. Во 2-м выпуске «Симбирской церковной старины» напечатана статья А.К. Яхонтова об этой старинной церкви. Фото Д.И. Архангельского.
Симбирская церковная старина, выпуск 2, 1915.


Вверху: Смоленская церковь в Симбирске по плану 1817 года.
Внизу: Смоленская церковь до 1913 года (до разрушения оползнем)
Симбирская церковная старина, выпуск 1, 1914.


Предметы древлехранилища Симбирского епархиального церковно-археологического общества: царские двери XVIII века и священническая риза XVI века.
Симбирская церковная старина, выпуск 2, 1915; к материалу А.К. Яхонтова «Древлехранилище Симбирского епархиального церковного археологического общества. Краткое описание и перечень церковных древностей, поступивших в 1914 году» (издан отдельной брошюрой в 1915 г.)


Предметы древлехранилища Симбирского епархиального церковно-археологического общества: потиры (43-46), дарохранительницы (71, 74), дароносица (81), венцы (90, 92), кадильница (100), напрестольное Евангелие (117), «Требник» Петра Могилы (120), крест в ковчежце (35).
Симбирская церковная старина, выпуск 2, 1915; к материалу А.К. Яхонтова «Древлехранилище Симбирского епархиального церковного археологического общества. Краткое описание и перечень церковных древностей, поступивших в 1914 году»
См. фото в комментарии.