Стоило мэрии поднять в январе цену за проезд в электротранспорте и муниципальных автобусах, как частные перевозчики сразу среагировали. Проезд в маршрутках и в частных автобусах подорожал.
Сейчас городские чиновники заняты тем, что собирают совещания с участием владельцев частных маршрутов и пытаются их уговорить оставить прежнюю цену. Получается это у чиновников «как всегда». Маршрутчики объясняют свои действия тем, что подорожали сами машины, да и тарифы на оплату электричество резко подскочили. Однако мэр Ермаков убежден, что нет объективных причин для повышения платы за проезд. В ответ чиновники слышат от владельцев маршрутов: «Я поднял цену, и спрашивать никого не буду. А вмешиваться не имеете права».
Чиновники то угрожают сократить количество самих маршрутов и количество работающих на них машин, то говорят о намерении оплачивать компенсацию в случае, если частники предоставят экономически обоснованные расчеты. Для устрашения непокорных маршрутчиков собираются в марте провести месячник – «проверку на дорогах». Еще чиновники обещают, что до 1 апреля в Ульяновск прибудут 20 новых вместительных автобусов. Их планируют пустить по маршруту от Центра до Нового города. Это был бы, пожалуй, самый весомый аргумент в споре чиновников с частниками о стоимости проезда. Да вот беда – разговорам о новых автобусах уже скоро исполнится год, если не больше. Но они где-то застряли.
У маршрутчиков тоже найдется, чем ответить. В январе 2004г. они уже устраивали забастовку на заволжских маршрутах. Стоило тогда властям принять решение, не удовлетворяющее владельцев частных автобусов и маршруток, и они легко смогли, во-первых, сделать своими заложниками всех заволжских пассажиров, а во-вторых, заставить власти (как районные, городские, так и областные) пойти с ними на переговоры. Что помешает перевозчикам повторить забастовку? Столь же безрезультатно закончилась попытка заставить установить в маршрутках контрольно-кассовые аппараты, запретить водителям останавливаться, где попросит пассажир. Это правило в центре Ульяновска еще соблюдается, а вот в спальных микрорайонах, где сделать остановку, до сих пор решает сам водитель.
Главная причина такого положения дел – неспособность нынешних городских чиновников планомерно и настойчиво работать, доводить до конца начатое дело. Само собой что-то «срослось» – и хорошо! Не «срослось» – так тому и быть. Подобная беспомощность властей, в случае если все-таки им удастся заставить частников снизить стоимость проезда, может привести к весьма неприятным последствиям. В таком случае передел маршрутов просто неизбежен и он может стать причиной самых настоящих войн на дорогах. Как это уже было в том же 2004г. Тогда специально нанятые бригады из братвы били стекла в «Газелях» конкурентов заказчика.
В любом случае, за все должны будут платить пассажиры. А мэр? По опыту всех предыдущих кризисных ситуаций несложно предсказать, что Сергей Николаевич как всегда немножко посуетится, повыступает по телевизору и в газетах, и, в конце концов, заявит, что он здесь «ни при чем».