В ГИБДД отмечают серьезный рост числа ДТП, совершенных неопытными водителями. Причиной тому, считают инспекторы, является низкое качество подготовки людей в автошколах. При этом все попытки ужесточить требования к образовательным учреждениям входят в противоречие с необходимостью развития малого и среднего бизнеса.
В прошлом году в Ульяновской области водительские удостоверения получило более 18 тысяч человек. Однако называть всех этих людей настоящими водителями в автоинспекции не решаются. По данным ГИБДД, пятая часть от общего количества ДТП (в 2011 году – 1603, плюс 21 процент по отношению к 2010 году) по вине водителей происходит именно с участием тех, кто окончил автошколы три года назад и ранее. Выросла и тяжесть происшествий с молодыми водителями.
Еще один красноречивый показатель, свидетельствующий о низком качестве подготовки, заключается в том, что с первого раза экзамен в ГАИ сдают не более половины всех выпускников автошкол. При этом большая часть заваливает практическое вождение на автодроме, и особенно в условиях города.
Автоинспекция пеняет автошколам за то, что те выпускают «полуфабрикатов», а некоторые и вовсе превратились в конторы по продаже свидетельств об окончании автошколы. Все потому, что порядок получения лицензии на образовательную деятельность максимально упрощен. Достаточно одному человеку собрать небольшой пакет документов для регионального министерства образования – и автошкола готова. При этом чаще всего никто не проверяет, есть ли у школы инструкторы, учебные классы, площадка для обучения вождению. В лучшем случае директор подпишет договоры субподряда с теми, у кого все это есть. Такая схема позволяет автошколам не только удешевить процесс обучения, но и снять с себя все обязательства по качеству подготовки водителей.
Впрочем, сами владельцы автошкол все претензии в свой адрес отвергают, указывая на то, что ГИБДД, случается, занимается продажей водительских удостоверений.
Исполнительный директор автошколы «Пилот» Алексей Бизяев рост числа ДТП связывает с ростом автомобилизации страны, плохим качеством дорог и менталитетом россиян.
– В большинстве своем аварии происходят из-за превышения скорости, выезда на встречную полосу или вождения в нетрезвом виде, – говорит он. При чем здесь автошколы? Приходит ко мне вот такой папенькин сынок и заявляет: «Я все умею! У меня все куплено!». Как заставить его учиться? Многие автошколы и не заставляют, демпингуют, сокращают до минимума практическое вождение (по нормам оно должно составлять не менее 50 часов). Сейчас ГАИ принимает экзамены по стандартам 1996 года. С тех пор количество автомобилей в стране выросло в несколько раз. А что у нас с дорогами? В ситуации, что произошла осенью в Брянске, когда женщина-водитель сбила мать с ребенком, может оказаться любой, даже самый опытный водитель. На дорогах с четырьмя и более полосами для движения необходимо строить подземные переходы или ставить светофоры.
Большую роль играет психология наших людей. Автошкола дает азы, как в первом классе мы все с вами старательно и аккуратно рисуем палочки, буквы, но проходит время, и почерк портится.
Сегодня в Ульяновске сложился весьма серьезный разброс в стоимости обучения вождению. Выучиться и получить права можно и за 20, и за 12 тысяч рублей. Многие будущие водители и вовсе стараются сэкономить на автошколах, зазубривая ПДД и учась вождению самостоятельно либо при помощи частных инструкторов. Рекламные газеты пестрят объявлениями типа «Недорого обучу вождению». Услуги таких «специалистов» также сильно варьируются и зависят от марки автомобиля. Двое из тех, кому я позвонил под видом потенциального клиента, согласились взяться за меня на условиях 500 рублей в час плюс бензин.
Вадим Пилюков