Ульяновский симфонический оркестр (УГАСО) вернулся с гастролей по Японии, которые проходили с 18 по 25 ноября. Оркестр дал концерты в шести городах и заработал 49 тысяч евро. Деньги предполагается потратить на покупку новых инструментов. В ноябре в Японии проходил проект «Русские сезоны», и УГАСО был единственным провинциальным оркестром среди участвовавших в нем коллективов. После возвращения с гастролей музыканты дали пресс-конференцию.

Как рассказали журналистам, гастроли прошли успешно. Оркестр дал шесть концертов, которые посетили 12 тысяч слушателей. После каждого номера публика награждала музыкантов бурей оваций.

Как рассказала директор Ленинского мемориала Лидия Ларина, этому успеху предшествовала длительная подготовка. Еще три года назад на съезде менеджеров со всего мира в Финляндии, был представлен материал об ульяновском оркестре. Откликнулись два агента – из Китая и Японии. Потом была долгая переписка с крупнейшей компанией Японии. В Ульяновск приезжал руководитель этой компании Масами Шигето, который побывал на концерте. Видимо, он понял, какой это качественный оркестр и какой репертуар необходим для концертов в Японии. Оркестр получил заказ на русскую музыку – Петра Чайковского.

Для гастролей нужны были деньги. Помог областной бюджет в качестве подарка к 50-летию оркестра. Также были выделены федеральные средства, так как гастроли вошли в программу «Русских сезонов».

В поездку дополнительно были приглашены музыканты из Санкт-Петербурга, Тольятти, Нижнего Новгорода и Москвы. «Это музыканты, которых сегодня не хватает в нашем оркестре. Но уже объявлен конкурс, проведено первое конкурсное прослушивание на вакантные места, уже приехали пять музыкантов, которые готовы работать в нашем оркестре», – рассказала Лидия Ларина.

«Во всех залах нас принимали с большим подъемом и с воодушевлением», – поделился впечатлениями главный дирижер УГАСО, залуженный деятель искусств РФ Олег Зверев. Он рассказал, что программу для концертов выбирала приглашающая сторона. Она была составлена из Симфонии №5 ми минор Чайковского, сюиты из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», инструментальных фрагментов из оперы «Евгений Онегин». В гастролях УГАСО участвовали две японские солистки – скрипачка Маюко Камио и пианистка Кана Хирано.

Олег Зверев подробнее рассказал о концерте для детей: «Я предполагал, что мы приедем, а в школе стандартный зал без акустики. Но когда я вошел в зал, был потрясен – зал школы был рассчитан на 1300 мест, потрясающая акустика (вообще все залы в Японии были с потрясающей акустикой!). В зал пришли 1200 детей с родителями, вошли дисциплинированно. Дисциплина была феноменальной, это, конечно, незабываемо. И еще один концерт мы дали в атомном центре. Зал был на тысячу мест, там были известные ученые, нас потрясающе встречали. Техника организации тура феноменальная, продуман каждый шаг. Достаточно сказать, что нас не просто перевозили на автобусах и поездах, отдельно от нас перевозили костюмы, чемоданы. То есть мы физически не уставали. Фирма-организатор очень серьезная».

Директор оркестра, заслуженный артист РФ Владимир Беляков, рассказал, что в Японии оркестр выступал уже во второй раз. Вообще же гастрольная география у оркестра широкая – Испания, Португалия, Италия, Норвегия, Южная Корея… «Япония, конечно, преуспевает во многом в сравнении с другими странами, – отметил Владимир Беляков. – Все залы построены изначально с акустикой, чтобы там проводить концерты. Когда оркестр выступил в первом зале, это сразу почувствовалось – совершено другое ощущение у музыкантов. Японцы – очень особенная нация, в них с детства заложена внутренняя дисциплина, хотя до пяти лет детям здесь разрешено делать все. Школьники сидели в зале с закрытыми глазами. У нас можно увидеть довольно шумных детей на концертах, которых успокаивает классный руководитель. Там никто никого не успокаивает. Вышел дирижер – аплодисменты, но как только он вступил на подиум, все прекращается моментально, в зале полнейшая тишина. Японцы многого достигли. Нам было там очень уютно – начиная с концертных площадок, где прекрасные залы и гримерки, заканчивая гостиницами, где тоже не было никаких проблем, в том числе с воровством. Там ничего не закрывается, ничего не прячется, не охраняется. Там находиться очень приятно, незабываемые впечатления. Интересно, что там принято кланяться. Например, полицейский заходит в вагон и кланяется».

«У меня тоже колоссальные впечатления, – заявил концертмейстер группы фаготов оркестра Дамир Исмагилов. – Настолько все было организовано, что нам оставалось только думать о музыке, все технические моменты продумали за нас. Большое впечатление от залов. Когда зал хорошо акустически выверен, получается меньше напряжения при исполнении и очень хорошо слышно друг друга в оркестре. Я в Японии был в первый раз. Понравилось, как там все чисто, сразу бросилось в глаза, что совсем нет пыли, автомобили как будто отполированы, на шинах никакой грязи, настолько все чисто».
Вера Петрова