В рамках образовательного мегафорума-2012 в многопрофильном лицее № 11 им. В.Г. Мендельсона состоялось заседание секции «Система инклюзивного образования в Ульяновской области. Проблемы и пути решения». Здесь же были проведены мастерские педагогического опыта по вопросам, связанным с содержательным и технологическим обеспечением коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По данным мониторинга, в образовательных учреждениях области обучаются 6347 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Основными задачами по созданию условий для получения качественного образования такими детьми является формирование толерантного отношения общества к ним; различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора каждым учеником варианта включения; материально-техническое оснащение организации образовательного процесса для удовлетворения особых образовательных потребностей детей-инвалидов и создание нормативно-правовой базы.
«Важнейшими проблемами, связанными с включением ребёнка-инвалида в школьное пространство, является наличие стереотипов и предрассудков по отношению к инвалидности, недостаток информации у школьников по этому вопросу, отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих учебный процесс для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Сюда же относится неготовность широкой общественности признавать право ребёнка с ограниченными возможностями на получение образования в среде своих сверстников без инвалидности», — пояснила специалист по коррекционной педагогике департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Ульяновской области Маргарита Мясникова.
Для решения обозначенных проблем необходима организация для инвалидов специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечения и оздоровления, воспитания и обучения, социальной адаптации.
«Главный результат в организации работы с детьми-инвалидами мы видим в создании в Ульяновской области такой системы образования, которая позволит обеспечить максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации», — отметила министр образования региона Екатерина Уба.
В рамках областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области на 2011-2015 годы» в целях формирования универсальной безбарьерной среды в I полугодии 2012 года в 30 общеобразовательных школах установлены пандусы и поручни на сумму более чем 2 миллиона.
В 2011 году в реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» вступило 10 образовательных учреждений региона, из федерального бюджета было выделено более 12 миллионов рублей. В 2012 году – 8 школ — с привлечение более 10 миллионов рублей, а в 2013 году — 30 образовательных учреждений, им будет выделено около 45 миллионов рублей.
Валерия Гостюшева