В понедельник на сайте правительства области появился перечень объектов, не имеющих разрешения на строительство. Поводом для публикации списка стала обострившаяся ситуация с вкладчиками, решившими построить свое жилье: около 1200 ульяновцев оказались обманутыми…

В июне за мошенничество в крупном размере арестован гендиректор ООО «Капитальное строительство» Валерий Коваленко. Следствием установлено, что Коваленко заключал договоры долгосрочных инвестиций в строительство жилых домов, осуществляемое его фирмой, а в 2005 году неоднократно заключал сделки по перепродаже этих же квартир другим жителям Ульяновска.

Мэрия не проявила должного участия в решении проблем обманутых, предложив им обратиться в суд. Сергей Морозов 6 июля подписал распоряжение правительства о создании комиссии во главе с министром В. Малиновским. Комиссия должна заняться решением спорных вопросов, связанных с долевым участием в строительстве жилья. В целом, около 80 объектов жилищного строительства в Ульяновске не имеют необходимых разрешений на строительство. Один из выводов, сделанных в правительстве области, причина – в административных просчетах на уровне руководителей муниципальных органов власти. Иначе – как бы могли строить, если разрешения на строительство нет?

Разрешения нет, а дом есть!

Конкретный пример. Посмотрите на информацию в таблице: «Торгово-офисный комплекс с жилыми этажами, бульвар Пластова, 7/1. Заказчик ООО «Симбирский дом», гендиректор Аюпов Ф. Ш. Разрешения на строительство не имеется….» А теперь посмотрите на фотографии: это тот самый дом, строительство которого еще не разрешено. Красавец, не правда ли? А на окнах – занавески, жалюзи, цветочные горшки. Уже живут…

Я не знаю – так же обстоят дела со всеми остальными строящимися жилыми зданиями (и еще прошу не относить все нижеизложенное к этому конкретному примеру). Дело не в этом. Дело – в принципе. А принцип, как сообщили мне ульяновские проектировщики, таков: строительство без разрешения – «это у нас – сплошь и рядом». Почему?

Все просто, потому что время – деньги… Практика такова, а потому судите сами: на проектирование уходит около 4-5 месяцев. Получение исходной разрешительной документации занимает раза в 2-3 больше времени, чем проектирование. Далее – экспертизы (их нужно пройти 4 или 5). Каждая экспертиза – это не только время, в течение которого эксперт имеет законное право держать у себя документы, но и деньги. Затем – согласования (до 9). Бывает, что только по одному согласованию заказчики ходят по 2-3 месяца. Плюс – капризы некоторых согласующих сторон (в том числе и некоторых управлений мэрии): готовый документ может лежать на подписи на столе начальника по нескольку недель.

В результате вся эта беготня превращается полуторагодичный марафон (само же строительство длится около 9 месяцев)… И у заказчика не то нервы сдают, не то – это устоявшаяся для Ульяновска практика, но он начинает строить. Время – деньги… Вот так и появляются дома без разрешения.

Задним числом

Понятно, что о строительном бардаке чиновники всех уровней знают. Еще очевидно, что бардак устраивает все стороны (по крайней мере, мне не известен ни один судебный процесс, в котором бы заказчик судился с местными органами власти за волокиту). И, как выяснилось, при таком бардаке разрешение на строительство можно получить задним числом…

Но. Поскольку городскую власть обвиняют в бездеятельности, уточню, что полномочий для воздействия на нарушителя у областного архитектурно-строительного надзора больше, чем у городского. По крайней мере, городской надзор не может оштрафовать нарушителя: с этой просьбой он должен обратиться к областным коллегам. Конечно, это не означает, что городская власть совершенно беспомощна в наведении порядка. И понятно, что разрушить, хоть и незаконно построенное жилое сооружение, власть не сможет. Уж тем более, те, которые строятся или уже построены на самой дорогой земле – в центре Ульяновска (еще один повод для размышления – для людей с каким доходом и служебным положением эти дома строятся).

Конечно, сносить дома по причине из незаконного рождения никто не станет (еще и потому, считают, эксперты, что у самой власти рыльце в пуху). Но, некоторые из них связывают появление перечня «неразрешенных» объектов с попыткой передала строительного рынка между городскими и областными структурами. Хотя, добавляют эксперты, глубоко «копать» эту «тему» никто не станет. Ведь дело не только в административном переделе, а в экономическом, денежном…

Постскриптум

Еще внимательные читатели без труда найдут в таблице предприятия, которыми руководят, например, депутаты гордумы (Николай Абрамов – «Строительная корпорация»). Есть и названия недавно гремевших в городе фирм, правда, с добавкой – «плюс» (ЗАО «Возрождение плюс»). Хотя есть ли связь между «Возрождением», которое собиралось замостить гранитом улицу Карла Маркса, и указанным в таблице, – пока неизвестно… Есть непонятное ЗАО «АБЗ», с таким же именем, как у муниципального предприятия – «АБЗ» (асфальтобетонный завод). Впрочем, на это можно было бы не обращать внимания, если бы у муниципального «АБЗ» не было договора с самарским «Возрождением» на гранитное мощение… В общем, вопросов много. И почему-то больше, чем до публикации этого перечня…

Геннадий Антонцев.