Редюку — 60! Не может быть… Евгений Георгиевич — не верю! Все так же строен, красив, ироничен. Все так же готов выдать фирменные редюковские фразы, к примеру, «у нас хороший театр — как это ни печально»…
Когда в 1971 году Евгений Редюк окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, его приглашали в два ленинградских театра. «А я уехал в Кишинев, – вспоминает актер. – Дурак был. Потом в Белгород, и в конце концов, оказался здесь». С той поры (подумать только!) ровно полжизни — 30 лет он провел на сцене Ульяновского драматического театра. И каждую его новая роль увеличивала «критическую массу» зрительской любви. Поклонницы вздохнули с облегчением, когда 10 лет назад Евгений Редюк стал заслуженным артистом России.
А потом актер, неожиданно и внепланово, увлекся режиссурой. Зрители слегка приуныли. Но посмотрев «Неугомонный дух» «Восемь любящих женщин», «За двумя зайцами», «Ночной переполох» (список далеко не полный), поняли: блестящий, остроумный, неистребимо смешной артист Редюк за режиссуру не спрячется. Он — в каждой клеточке, каждом персонаже, в атмосфере своего спектакля. И он получил неофициальное, но тоже заслуженное звание «Золотого мастера комедии Ульяновского театра».
К своему бенефису. который пройдет 20 декабря, Евгений Редюк поставил новый спектакль «Примадонны» по пьесе Кена Людвига. Догадайтесь, в каком жанре? Конечно, же это комедия. Два молодых безработных актера случайно узнают, что миллионерша преклонных лет разыскивает своих потерявшихся в детстве племянниц, чтобы отдать им свои миллионы. Ради таких денег стоит рискнуть и сыграть комедию с переодеваниями, полную веселых перипетий и сюрпризов. Ведь переодевшись в двух девушек, незадачливые актеры должны включить на полную катушку весь свой шарм и профессионализм.
Разве прочитав, с чего начнется эта история, вам не захочется немедленно увидеть очередное творение Редюка? Говорят, у молодых актеров Михаила Куряева и Дениса Ярыгина получились очень соблазнительные и очаровательные примадонны. Посмотрим — расскажем. А перед премьерой мы не могли удержаться и спросили юбиляра:
– Ваша любовь к комедии не имеет пределов?
– Вот актриса Татьяна Васильева отказывается от спектаклей, где плохой финал. И правильно делает! На фоне наших серых буден нужны комедии. И я их делал, делаю и буду делать. Пусть их называют конъюнктурой, однодневкой. Не хочу в своих постановках никого учить — сами научатся, не хочу читать мораль, не хочу пугать. Пусть зрители хоть на два часа расслабятся и получат удовольствие.
– Зрители придут на бенефис к Редюку, а он сам в спектакле-то и не играет!
– Не считаю себя таким талантом, чтобы и ставить спектакли, и в них же играть. К тому же, как актер я могу сачкануть, заболеть. А режиссера же люди ждут! Иногда думаю: за каким чертом я полез в эту профессию? Я не режиссер. Я организатор игры. Люблю показывать актерам, как играть, – и в это время восполняю то, что сам недоиграл. Допустим я когда-то мечтал о Сирано де Бержераке. Эта мечта уже точно не сбудется. Но если, к примеру, буду ставить эту вещь, мне будет любопытно придумывать штучки-дрючки, характерные черты, подсказывать что-то другим. Профессия артиста мне ничего уже не дает. И нечего по этому поводу печалиться.
– Актеров на репетициях ругаете?
– Иногда их надо подхлестнуть. Но только без мата. Хочу, чтобы они честно работали. Актеру нужно тратиться. А режиссеру надо верить в актеров — и тогда они все сделают. Тяжело на репетициях — легко на спектакле.
– На сцене проще быть самим собой или влезать в шкуру другого человека?
– Я не знаю, что сложнее. Самой собой может быть на сцене только кошка. Все равно на сцене с тобой какой-то сдвиг происходит, эмоциональный всплеск, которого в бытовой жизни быть не может.
– А слабо сняться в каком-нибудь сериале?
– Меня московский продюсер Михаил Марфин, близкий друг моей жены, предлагает воткнуть в какой-нибудь проект. Но мне лень! Это же надо кому-то что-то доказывать! И вообще — сериалы оболванивают. А потом удивляемся — откуда у нас столько дебилов?
– Вот про жену упомянули… Вы ведь были женаты трижды и ни разу — на актрисе!
– Да, первая жена прекрасно шила и рисовала. Вторая — тренер по художественной гимнастике. Нынешняя Марина моложе меня на 15 лет. Могу сказать, что мне повезло на старости лет. Она гениально умеет нивелировать мои взбрыки. А еще у меня три дочки. Появлялись на свет с разницей в 14 лет. Старшей 37, средней — 23, младшей, которую я назвал в честь мамы Машей, — 9 лет. Есть и два внука.
– Знаю, что в Кишиневе у вас был бурный роман с актрисой Светланой Тома. В последние годы она дважды приезжала с антрепризой в Ульяновск, оба раза попросила занять прокуренную гримерку Редюка и очень хотела вас видеть. А вы даме отказали…
– Вот не поверишь! Оба раза, когда Светлана приезжала, меня, как назло, радикулит разбил!
– А за что вас женщины любят?
– За то, что я их люблю. За что же им меня ненавидеть? И между прочим, ни одну не обманул.
И знаю – некрасивых женщин не бывает. Это мужчина должен быть волосат, свиреп и вонюч.
– От чего у Редюка могут загореться глаза?
– От того, что люблю, и от тех, кого люблю. Люблю красивые вещи, обожаю, когда люди со вкусом одеваются. Люблю короткие анекдоты, друзей, которые у меня были с молодости, своих коллег
– Когда не заняты в театре, каким делом занимаетесь?
– А думать — это не дело?
– Как себя ощущаете в 60?
– Душой я молод, хотя люблю побрюзжать. Но иногда думаю: 60 лет — страшно подумать! Давай закончим разговор на этой оптимистической ноте?
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ