На заводе «Авиастар» полным ходом идет строительство опытного топливозаправщика на базе самолета Ил-76МД-90А. Он станет первым топливозаправщиком, произведенным в нашей стране. Раньше все суда такого типа собирались в Узбекистане, на Ташкентском авиазаводе.
В понедельник строительство самолета осмотрел губернатор Сергей Морозов вместе с генеральным директором «Авиастар-СП» Сергеем Дементьевым.
– За эти годы мы провели сотни переговоров, встреч, совещаний и здесь, в Ульяновске, и в Москве, и в других регионах, и даже странах, – заявил Морозов. – Нашей целью было создать вокруг ульяновского авиагиганта целый кластер сопутствующих и смежных производств, а одной из важнейших задач – обеспечить загрузку мощностей «Авиастара» и других предприятий Ульяновского авиационного кластера. Сегодня мы видим, что предприятие имеет хороший портфель заказов, развивается и идет вперед.
– Задача на следующий год – поднять самолет Ил-78 в воздух, – рассказал Дементьев. – Это первый летный образец, по которому будут про- ходить государственные испытания. По их результатам мы надеемся на получение контракта по поставке топливозаправщиков.
Самолет основан на базовой версии самолета Ил-76МД-90А. Особенностью являются два дополнительных топливных бака емкостью 50 тонн каждый. Кроме того, самолет сможет отдавать еще и часть своего топлива. Ил-78 станет основным самолетом- топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе машин дальней, фронтовой и специальной авиации. Он позволит производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су- 27, МиГ-29) с использованием агрегатов заправки, установленных на крыле. С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. Также при использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех самолетов.
– Недавно к нам приезжал командующий войсками транспортной авиации, – продолжает Сергей Дементьев. – Проговорили с ним, что потребность в топливозаправщике есть. Минобороны нужно 30 таких самолетов. И сейчас мы говорим только о государственном заказчике. С 2017 года первую машину поставим на экспорт.
В планах «Авиастара» в этом году – передать заказчикам три самолета Ил-76МД-90А и два самолета Ту-204. Один уже сдан, остальные находятся в завершающей стадии строительства. В начале ноября они пройдут летные испытания и до конца года будут переданы заказчикам.
Сейчас «Авиастар» также выполняет госконтракт на поставку 39 машин Ил-76МД-90А, который был заключен в 2012 году в рамках визита в регион президента РФ Владимира Путина.
Один из самолетов, который в этом году поднимется в небо – Ил-76МД-90А, – назван «Виктор Ливанов» в честь авиаконструктора, который принимал участие в разработке этой машины. Традиция называть самолеты продолжится и дальше: од- ному из самолетов, как стало известно, дадут имя «Князь Владимир».
Как сообщил губернатор Сергей Морозов, в последующие годы производство самолетов на «Авиастаре» будет только наращиваться.
– На следующий год планка будет еще выше, – сказал Морозов. – Сегодня говорим о пяти самолетах, в следующем году – уже о семи. Продолжаем заниматься и судами Ан-124 «Руслан». Они по-прежнему востребованы на рынке.
Глава правительства отметил, что для дальнейшего наращивания производства необходимо подумать о дополнительных мерах поддержки авиастроительной отрасли.
– У нас уже есть налоговые льготы, которые предоставляют и региональные, и муниципальные власти, – рассказал Сергей Морозов. – Существует программа по строительству жилья, которая реализуется совместно с ОАК, «Авиастаром» и Сбербанком. 5000 квартир по ней мы уже передали. В планах – создание детских садов с авиационной профориентацией. С самых малых лет такой детсад будет влюблять ребят в авиастроение. Там же дети будут получать компетенции первого уровня за счет специальных компьютерных игр и различных профориентационных занятий.
В планах правительства региона – развитие летной академии, которая, как предполагается, будет работать в рамках государственно-частного партнерства. Также внимание обратят на благоустройство нового города, который намерены сделать авиастроительным музеем под открытым небом, где имена советских и российских конструкторов, ученых и авиастроителей найдут отражение на улицах города. На проспектах нового города появятся самолеты или их макеты.
Василий СТЕПАНОВ
в газете на правах рекламы