В марте Ульяновский театр кукол ошарашил публику. Спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стринберга стал не только первой за многие годы постановкой для взрослой публики, но и вызвал очень сильные эмоции. Кажется, наступило время перемен для театра, потому что режиссер спектакля Алексей Уставщиков с мая этого года работает в штате театра.
Мы решили познакомиться с режиссером поближе.
Алексей Уставщиков – режиссер театра кукол, драматург. Его спектакли идут на сценах Бреста, Хабаровска, Тольятти, Ульяновска. Он участник творческих лабораторий. Ставят и его пьесы: недавно в Абакане режиссер Сергей Иванников сдал спектакль по пьесе Уставщикова «День рождения Дашеньки».
– Пьеса очень простая и смешная, – рассказывает автор. – До Ножа. Потому что в день рождения Дашеньки испекли Торт, и Торт очень ждал Дашеньку и ее друзей.
А потом появился Нож… Если бы на этот спектакль не дал денег Благотворительный фонд Михаила Прохорова, его ни один театр не поставил бы: ведь как можно показывать детям то, как зарезали Торт? Я пробовал ставить эту пьесу на Экспериментальной сцене Анатолия Праудина в Санкт-Петербурге. Пытался увлечь артистов, думал, что они все поймут. Но они сказали, что после читки пьесы торты есть не будут. А пьеса не про то, что все кончается, хотя в ней съедают торт, сгорают свечи, разбивается кружка, пачкается скатерть, уносят старый стол. Вроде бы жизнь заканчивается. Все дети спрашивают у своих мам: «Ты умрешь?». Трагедия для них не в том, что родители умрут, а в том, что они сами умрут.
Через любовь к маме на самом деле каждый ребенок думает о себе. Но вот Дашенька уже бабушка, и у нее внучка тоже Дашенька. Появляется новый стол, его накрывают новой скатертью, и все начинается сначала.
Жизнь начнется сначала. В этом и смысл, что все только начинается. Недавно состоялась премьера, уже прошло два спектакля, и плохих отзывов пока нет. Значит, дети могут это смотреть. Но Сергей Иванников еще и режиссер хороший, две «Золотые маски» просто так не дают.
– Алексей, в спектакле «Фрекен Жюли» Вы показали зрителю, что Ульяновский театр кукол обладает мощными драматическими возможностями.
– Актриса Елена Костоусова – чистый кукольник. Но то, как она работает в роли Кристины, совмещая живой план и куклу, – это, на мой взгляд, высший пилотаж. Работа Саши Корниловой – заявка на большую перспективу актрисы. Марк Щербаков показал, что от него можно ожидать ролей, которые станут явлением в театральной жизни, причем не только Ульяновска. Открывая драматурга, мы открывали себя.
Когда мы это делаем, зрителю интересно наблюдать за процессом и зритель тоже начинает отвечать на свои вопросы. Это такой круговорот: жизнь заводит драматурга, тот заводит режиссера, он – артистов, артисты зрителя, зритель заводит жизнь, и так далее.
– Самые тонкие, острые моменты Вы отдали куклам. Получается продолжение известной мысли Экзюпери – «самого главного глазами не увидишь» и не выскажешь словами.
– Да, потому что кукла поэтична. Когда мы читаем стихи, мы не понимаем вроде бы, про что, а плачем. И когда на сцене находится поэтический театр, а театр кукол – это поэтический театр, тогда случаются открытия и чудеса. На последнем показе «Фрекен Жюли», после одной сцены, где работают куклы в «черном кабинете», подростки хлопали. Вообще-то многие из них смотрят «Дом-2», а тут перед ними куколки. Но, значит, получилось и сработало.
Ради этого и делали, чтобы они потом сказали друзьям: «Театр кукол – это нечто».
Говорят, в Ульяновске один человек ходит на все без исключения показы «Фрекен Жюли». И профессиональное сообщество высоко оценило эту работу – на межрегиональном фестивале «Волга театральная» спектакль получил Гран-при, оставив позади постановки 13 театров. В этой работе у нас была еще одна задача: мы показали многие приемы искусства театра кукол, чтобы сказать зрителям: «То, что вы видели в детстве, это немного не то, что есть сейчас». Театр постоянно должен обновляться.
Если мы скажем себе, что мы уже замечательные, то быстро станем старыми.
– Уже думаете над новыми постановками?
– Мы закончили работу над спектаклем для детей «Фиалка и Кактус» по моей пьесе и делаем новогоднее представление «Потерявшиеся платочки». Я предлагаю театру поставить «Умку»: здесь есть возможность ответить на вопрос «почему созвездия называются Большая Медведица и Малая Медведица?». Уже четыре года я мечтаю сделать спектакль о клоуне Леониде Енгибарове. Он хотел создать театр имени Андерсена, и ему сказали: «Езжай по маршруту «Москва – Владивосток», зарабатывай деньги и мы даем тебе театр». Он вернулся с гастролей, и ему предложили еще разок проехаться. А он… умер. Его не стало в 35 лет, и меня это очень сильно раздражает. Я хочу поднять тему о том, что талантливый человек смертен. Мы не думаем об этом и потом сетуем: «Что же мы просмотрели, что же мы не помогли!». Нужно ценить присутствие рядом с нами талантливых людей, потому что их не станет. Мне хочется, чтобы премьера состоялась в день 80-летия со дня его рождения, 15 марта.
Хочу предложить театру кукол «Кабалу святош» Булгакова, может быть, «Неточку Незванову» Достоевского…
Анна Школьная