Сегодня, в 40-й день после гибели Бориса Немцова, телеканал «Дождь» проводит музыкальный вечер в его память. Сам я знал Немцова плохо, видел, по-моему, один раз, когда он приезжал в Ульяновск уже после своей отставки, но интуитивно я чувствовал не подлец, и этого мнения придерживался. А недавно, в связи с трагедией, руки дошли до его книги, изданной еще в 1999 году. Прочитав ее, я убедился, что интуиция меня не подвела.
Книг-воспоминаний российских политиков вышло за последние два десятилетия довольно много, но я их практически не читал. Возможно, в силу заблуждения, что, поскольку я живу с ними в одно время и в одной стране, ничего нового из их воспоминаний не узнаю. Так же относился и к книге Бориса Немцова «Провинциал в Москве». Взяв ее у приятеля и решив просто полистать, обнаружил, что написана она удивительно легко, абсолютно понятным языком и что эта книга есть по сути краткая энциклопедия российской жизни в 90-е годы.
Немцов описывает в ней диагноз состояния общества на тот момент, обрисовывает главные угрозы, стоящие на пути, и прогнозирует, к чему страна придет, если все так и будет идти, как шло тогда. Главной угрозой он считал активно строящийся в России бандитский капитализм, составными частями которого были засилье олигархов и монополий, как федеральных, так и региональных, воровство на всех уровнях, высокая инфляция, которую он называл насосом по перекачке денег от бедных к богатым, следствием чего является обнищание населения, коррупция и бесправие простого человека.
Давая согласие на уговоры Бориса Ельцина перейти из губернаторов Нижегородской области в правительство России, Немцов открыто сказал президенту, что его целью на посту вице-премьера будет борьба с этим бандитским капитализмом. В первую очередь – с олигархатом, который душит страну. Я был наивный, говорит Немцов в книге, потому что недооценил ресурсов, которыми олигархи располагали, и наглости, с которой они действовали. А в ряду ресурсов были в числе прочего федеральные телеканалы: ОРТ – в руках Бориса Березовского, НТВ – в руках Владимира Гусинского, РТР – в руках государственного чиновничества. Когда Немцов отодвинул Березовского от «Газпрома» и попытался поставить на место тогдашнего реального хозяина монополии Рема Вяхирева, последовала команда «Фас!» и псов спустили с их цепей.
В книге «Провинциал в Москве» Борис Немцов рассказывает обо всем, что тогда происходило, о себе, о людях, с которыми сталкивался и которым он дает краткие характеристики. Этих людей много – от Владимира Жириновского и Аллы Пугачевой до Билла Клинтона, Виктора Черномырдина, Сергея Степашина и Юрия Лужкова. Писал он о них, когда все они были еще живы (с тех пор некоторые, как Черномырдин и Ельцин, умерли) и могли Немцова легко опровергнуть, но о таких опровержениях я не слышал. Говоря о телеканалах, «съеденный» ими Немцов заметил, что, пока у них разные владельцы со своими интересами, это еще полбеды. И куда страшнее для страны и народа будет, если они объединятся. Сегодня они фактически объединились и принадлежат одному коллективному олигарху…
Уйдя из правительства, Борис Немцов оказался без работы и без денег. Поступило приглашение из США прочитать лекции в одном из американских университетов. Я безработный, сказал он, и бесплатно читать не буду.
Договорились о плате. Чтение лекций не было для отставника чем-то уж слишком сложным сказывался опыт первой половины жизни школа и институт с отличием, десять лет работы ученого-ядерщика, кандидатская диссертация, около 60 научных работ, опубликованных в ведущих советских и зарубежных физических журналах. Лекции и стали основным источником его дохода. А он получил независимость от властей и возможность говорить и писать то, что считал нужным. В том числе и о бандитах в костюмах и при галстуках.
Размышляет он в своем «Провинциале» и о судьбах России и ее конкретных людей: «Рабское сознание в нас сидит, возможно, прочнее, чем в других народах. Тут, конечно, отсвечивает российская история. В России бунтарей, людей, свободно мыслящих, убивали.
Физически уничтожали…».
Одной из наиболее шумных историй его вице-премьерства была попытка пересадить российских чиновников на отечественные автомобили. В книге он рассказывает, как это было и почему закончилось так, как закончилось. Эту главку Немцов прямо так и назвал: «История с автомобилями». Вот она: «Потом стало ясно, почему именно первого апреля Ельцин подписал указ о том, что все российские чиновники должны ездить на отечественных автомобилях.
У меня было четыре аргумента, почему чиновники должны это делать. Во-первых, ни один чиновник никогда не станет заниматься российскими дорогами, пока он путешествует на «Мерседесе». Потому что в «Мерседесе» даже проселочная дорога кажется автобаном. Чиновник должен своей задницей ощущать всю прелесть российских дорог.
Во-вторых, ни один чиновник никогда не озаботится качеством российской автомобилестроительной продукции, пока сам не поездит на «Москвиче», «Жигулях» или «Волге». Их ведь надо периодически отдавать в ремонт, заменять детали и так далее. Наоборот, «Мерседес», как кажется чиновнику, – это вечная игрушка, которая не ломается никогда.
В-третьих, я полагал, что если чиновник тратит бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, то почему эти деньги должны идти на поддержку западной автомобильной промышленности?
И в-четвертых. Минэкономики представило расчет, что, несмотря на все издержки по ремонту и обслуживанию, с учетом всех расходов российский автомобиль оказывался дешевле, чем «Ауди» и «Мерседес».
Я был наивным человеком. Прежде всего, я не обратил внимания, на чем ездит сам президент. Президент ездил на «Мерседесе». И только уже в феврале 1998 года он пересел на «ЗИЛ». Но ненадолго.
Кстати, огромное количество чиновников по всей стране подчинилось указу. 75 процентов российского чиновничества мгновенно продали свои иномарки и пересели на отечественные машины. Даже Лужков это сделал. Почему? Отчасти из боязни. Отчасти потому, что это было правильно.
Но я по своей наивности не понял, какую ненависть к себе вызвал этим указом во всех кабинетах! Сколько прошло совещаний за Кремлевской стеной, сколько заказных статей, инициированных управляющим делами президентской Администрации Павлом Бородиным, появилось в прессе!
Я только уже потом понял, что дело не только в комфорте для чиновников, но и в контрактах, заключенных с западными компаниями на поставку автомобилей. Эти контракты очень трудно проверить, и многие люди, работающие «за стеной», просто зарабатывали на них деньги, пользуясь безусловной поддержкой самого высокого начальства.
Поразительной была реакция Пугина, президента ГАЗа. Пугин сказал: «Борис, зачем ты это сделал? Теперь все чиновники на меня набросятся, и мне придется с утра до ночи заниматься их проблемами…».
Многие московские газеты тогда писали, что Немцов лоббирует интересы ГАЗа. Абсолютная ерунда! ГАЗ выпускает 130 тысяч легковых автомобилей в год. Заказ Администрации президента составил бы примерно 600 автомобилей в год. Это годовой объем продаж очень средненькой дилерской фирмы, а не крупнейшего автомобильного производства страны.
Но на самом деле мне казалось, что это пусть и малая, но реальная поддержка отечественной автомобильной промышленности.
Тем не менее чиновниками в Кремле была организована и проплачена мощная кампания по дискредитации этой идеи…».
Как это делалось, Немцов рассказал на таком примере. Известный телекиллер Сергей Доренко состряпал однажды сенсационный репортаж о том, как Немцов развлекался с девушками в доме отдыха «Лужки», намекнув, что у него есть видеозапись и пообещав ее показать. «А потом, – пишет Борис Немцов, мы с ним встретились в прямом эфире. И я попросил его: пожалуйста, покажите ту пленку! Он был настолько удивлен моей просьбе, что даже ничего не ответил.
Мы увиделись с Доренко еще раз, позже, уже после моей и его отставки. Я сказал: – Сергей, так где пленочка-то?
Он ответил: – А не было пленочки. Просто был заказ.
Тебя заказали».
Подготовил Геннадий ЯКИМЧЕВ