14 апреля в Мемцентре победно отзвучал концерт рок-группы “Чайф”. Большой тур по России под названием “Рожденный в Свердловске”, посвященный 30-летию коллектива, начался в феврале. А пока “чайфы” путешествовали от Сахалина до Москвы, в Ульяновске состоялись концерты еще двух групп, так сказать, из первого ряда старых рокеров. Сначала приехал Чиж с компанией, а потом – Юрий Шевчук с “ДДТ”. У местных любителей рока, изголодавшихся по хорошей музыке, такого праздника не было никогда!
БЛЕСНУЛИ
Юрий Шевчук приехал в Ульяновск впервые, объяснив это тем, что его в свое время сюда просто не пускали, А Владимир Шахрин и Сергей Чиграков по паре раз были в нашем регионе. В начале 2000-х на их концертах зал “Губернаторского” был битком набит. Какая там была атмосфера! Чижу кричали: “Танки давай!” Он согласно кивал: “Щас дам!” – и действительно так “дал” эти самые “Танки”, что не подпевать мог только мертвый.
А от “Чайфа” ждали песни “С войны”:
…И тогда ты им все
рассказал,
И про то, как был на войне.
А один из них крикнул:
“Врешь, музыкант!”
И ты прижался к стене…
Мой сосед, бывший афганец, мужик несгибаемый, не таясь, вытирал слезы. А потом весь зал тихо, как поминальную молитву, пел “Поплачь о нем, пока он живой…”
С тех пор выросло новое поколение.
Этой весной мы присутствовали на трех небывалых концертах. Играть рокеры стали, как боги. Соло-гитарист у Чижа выдавал такие импровизации, что впору “героям гитары” из 1970-х. Звук в зале был выставлен безукоризненно (только у “Чайфа” микрофоны поначалу подзванивали). На больших экранах шли фильмы. Каждая группа привезла лазеры, у “ДДТ” так просто получился эффектный световой спектакль.
Все три коллектива представили новые песни: Чиж – с подготовленного в прошлом году, но не вышедшего до сих пор альбома (“Береженого Бог бережет, небереженого конвой стережет”), Шевчук – с “Прозрачного” (диск действительно записан на прозрачном пластике), Шахрин – с прошлогоднего альбома “Кино, Вино и Домино”. Фанаты приняли новинки благосклонно. Но роковые песни – это не эстрадные “трали-вали”. Незнакомые вещи надо слушать много раз, чтобы прочувствовать. А это у поклонников еще впереди.
ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ
Конечно, все ждали “классику” – старые добрые хиты. И музыканты не обманули ожиданий. Чиграков выдал всеми любимую “Такие дела, брат, любовь” (“…И с погонами – в наш андеграунд”), “Вечную молодость”, “Фантом” и бессмертный “Перекресток”.
В 1984 году Шевчук написал песню “Наполним небо добротой”. Нет, на концерте в Ульяновске он ее не пел, но, пожалуй, именно эти слова лежали в основе идеи всего концерта – вопреки войне на Украине, тревожному нестабильному настроению в обществе, звучал рефрен: “Всем мира и добра!” “ДОГ вспомнил “Последнюю осень”, “Xиппанов”, “Просвистела”, “Актриса-весна”. А завершил выступление “Родиной” (“Эй, начальник!…”) и “Это все, что останется после меня”.
С концерта “Чайфа”, в 10 аж часов вечера, из Мемцентра выходила тысяча зрителей, и каждый был “похож на новый “Икарус”, и у каждого была такая же улыбка, как у него. “Оранжевое настроение” прекрасно передается всему залу. Вместе с музыкантами зал спел “Ой-йо!”, “Вольный ветер”, “Белую ворону” (как оказалось, она посвящена Бутусову), “Аргентина – Ямайка”, “Внеплановый концерт”…
И все же после этих выступлений есть ощущение, что все прекрасно, но что-то не так. Шахрин это подметил:
Поменялся сам я, поменялся,
Я теперь мешаю молодым,
Не вступил в ряды, на Конституции не клялся,
Просто понимаю:
становлюсь другим…
Чиж не пел “Танки”, Шевчук – “А наутро выпал снег…” “Чайф” не включил в программу “С войны” и поставил “Поплачь о нем” в самый конец, после “Оранжевого настроения”. Какая же это поминальная молитва, если она идет после пяти лихих рок-н-роллов?
В те же 1970-е годы в западной музыке на смену хард-року пришли “новая волна”, арт-рок, глэм-рок. В каждом из этих течений были яркие представители (тот же “Кв.ин”, например), хотя до таких вершин, как первая когорта, они не добрались. Может быть, то же происходит сейчас и в русском роке? И отцы-основатели потихоньку делают шаги к всемирному океану перфоманса (развлечений)?
ПУСТОЙ ПАРТЕР
И еще одно замечание. То-то Владимир Шахрин удивился, выйдя на сцену! И очень расстроился. В турне “Чайфа” наш город был 22-м. И первый раз на концерте не было аншлага. В партере БЗЛМ оказалось, по прикидкам самого лидера группы, примерно 150 (!) пустых мест. Ну, и еще штук 50 – наверху, в амфитеатре. Что, в Ульяновске мало поклонников группы? Да нет, конечно, много. Просто наши любители рока теряли сознание возле кассы Мемцентра: “Скока-скока?” – и разворачивались без разговоров. А если и были комментарии, то втиснуть их в объем литературной лексики при всем желании было невозможно. Билеты на “Чайф” стоили до трех с половиной тысяч! Такие цены – только на концерт Валерия Леонтьева (который, между прочим, еще должен перелететь океан, забрать в Москве группу музыкантов, ансамбль танцоров, а также массу аппаратуры, костюмов и прочих причиндалов). Даже мэтр советской сцены Иосиф Кобзон ограничился ценами на билеты в 1200-1500 рублей.
А тут – русский рок, самое демократичное течение в музыке. На “Чижа” и “ДОТ” верхний предел цен был 2500 рублей. На этих концертах в середине амфитеатра БЗЛМ билет стоил около 1300 рублей (что тоже немало), а на “Чайф” – 2100! Какой же такой мудрый организатор турне взвинтил в нашем городе цены, что на желанный юбилейный концерт “Чайфа” попал исключительно тот, кто мог, а далеко не тот, кто хотел? Следуя митьковской философии, принятой в рок-кругах, нельзя не отметить: не по-братски это, братки!
В песне “Рок – мой выбор, и этот выбор неплох” Владимир Шахрин, грустно улыбаясь, поменял слова и спел: “Рок – мой бизнес, и этот бизнес неплох”…
Ольга Ронжина