Лидия Пехтерева
С настройщиком ударно-клавишных инструментов Георгием Масленниковым мы познакомились в креативном пространстве “Квартал”, что на улице Ленина. Услышали, как кто-то пробует фортепиано, которое стоит в одном из помещений обычно без дела – оно расстроено и редко кто рискует пытаться взять на нем верную ноту. А тут перед глазами предстала неожиданная картина: инструмент был как будто раздет, наружная панель снята, а стоящий возле мастер перебирал клавиши, которые заставляли звучать струны. Настраивал и, заметив интерес, рассказывал. И весело – о том, как неожиданно получил эту редкую профессию, и тревожно – о том, как поспешно избавляются сейчас люди от инструментов, имеющих немалую ценность.

В цирк не взяли
Георгий Масленников живет в Новоульяновске, где руководит цирковой студией “Радуга” в КДЦ “Браво”. Цирк и настройка инструментов – два дела его жизни. Одно потянуло за собой другое, потом они уступали друг другу приоритет в его занятиях, а сейчас наконец пытаются ужиться вместе.

Много лет назад настройщик в Воткинске занимался в самодеятельной цирковой студии эквилибром и работал водителем на заводе. Вместе с другом попытался стать профессиональным артистом – поехал в Новосибирск поступать в местную цирковую дирекцию. Но не заладилось, несмотря на то, что и приглашение уже было.

А с работы шофера уже уволился. Поэтому по возвращении в Воткинск пошел сторожем в местный музыкально-педагогический колледж. И на этом проходном месте нашел еще одно свое призвание.

Инструменты, на которых учились студенты, в колледже настраивал и ремонтировал пожилой уже мастер Ильдар Мухаметшин. Он жил за 200 километров от Воткинска, в город приезжал обычно по выходным и работал, когда педагогов и студентов в здании не оставалось, часто по вечерам.

Георгий его работой заинтересовался. Руководитель колледжа интерес поддержала – ей нужен был настройщик, который жил бы прямо в Воткинске и мог быстро исправлять хотя бы мелкие недочеты. Так и началось обучение.

– Он восемь месяцев меня не подпускал к плавной темперации, так как нужно было тренировать слух. Я хоть музыкой и занимался, но с фортепиано не сталкивался плотно, и надо было тренироваться. А он мне говорил: “Торопиться не надо, надо научиться слышать биение и ощущать это”, – вспоминает теперь настройщик.

Своего учителя он называет неординарным человеком, а встречу с ним – сказочным везением. Ильдар Мухаметшин начинал учиться в Казанской консерватории, но не закончил. Настраивал инструменты в тамошней филармонии. Затем работал на гармонной фабрике, где ему были доступны материалы для ремонта и ударно-клавишных инструментов. Так что его ученик постигал и секреты ремонта.

База для обучения у Георгия Масленникова была обширной.

– У нас с ним на пару было 88 пианино и четыре рояля в училище. Педагоги писали свои замечания и пожелания по инструментам, а мы на пару настраивали. Он шутил: тебе повезло, что ты не на частных инструментах учишься, – рассказывает Георгий Масленников.

Не спешите хоронить
Так бы и занять ему со временем место учителя, но тут снова музыка уступила место цирковой эстраде. Друг позвал Георгия работать в Читу на гораздо большие деньги, чем он получал в колледже. А в новом коллективе он встретил будущую жену, и цирк, и семейные заботы долгое время не давали вспоминать о настройке инструментов. Но несколько лет назад, когда дочь у настройщика стала всерьез учиться музыке, его мастерство начало снова становиться востребованным. Знакомые, сокурсники дочери, педагоги и другие ульяновцы, узнав о том, что он обладает редкой профессией, нередко просят помочь с инструментом.

Хотя часто, с горечью рассказывает настройщик, от старых расстроенных фортепиано ульяновцы избавляются. Ладно, если надеются продать или отдать даром, а то ведь и вовсе могут выставить на улицу. Между тем они еще могут иметь немалую ценность.

– Это как с человеком, заболевшим гриппом, – рассуждает Георгий Масленников. – Вот он лежит в постели, болеет, а мы его хоронить уже собираемся.

По его словам, если инструмент не роняли, не били, не ломали и не испытывали сыростью, его наверняка можно привести в порядок. Об этом стоит задуматься, ведь старые советские инструменты звучат куда лучше современных российских. Чтобы новый инструмент хорошо звучал, он должен быть европейского производства, но за него придется отдать огромные деньги. Раньше и наша страна имела мастеров, делавших хорошие фортепиано. Но со временем национализированные царские фабрики превратились в цеха при мебельных производствах, и на них стало уже не до качественного звука.

Еще многие в качестве альтернативы фортепиано выбирают электронные музыкальные инструменты. Они сейчас и стоят немного, и места занимают мало. И настраивать их вовсе не надо. Но живой инструмент – это совсем другое. Стоит только послушать, как Георгий Масленников вспоминает о рояле “Эстония”, стоявшем в колледже в Воткинске, или о столетнем немецком инструменте, который, тоже в Воткинске, один из студентов подарил преподавательнице. Над ним настройщик колдовал, когда ездил в родной город в отпуск.

– Он до сих пор великолепен, до сих пор держит строй. Я был поражен, – вспоминает он.

Поэтому старые инструменты настройщик советуют сохранять и беречь. Альтернативу им, доступную по цене и с таким же уровнем качества живого звука, увы, сейчас сложно отыскать.