Количество пассажирского авто и электротранспорта на улицах Ульяновска, к сожалению, так и не перешло в качественное транспортное обслуживание. При этом и власть, и частники («маршрутки») не стремятся как-то менять ситуацию. Они не хотят видеть денег, которые, по сути дела, валяются у них под… колесами.

Например, остановки. На них мы мерзнем большую часть года, ожидая нужный автобус, маршрутное такси или трамвай. Почему-то у нас упорно, вопреки нашему климату и здравому смыслу их проектируют и строят такими же, как и для теплых стран. А вот чтобы построить для пассажиров удобные и защищенные от ветра остановочные павильоны, предложить свежую выпечку, бутерброды, горячий кофе – это у нас как-то тяжело идет. Как показало время, МУП «Ульяновскэлектротранс», отказавшись обустраивать и содержать остановки трамвая, лишилось и тех дополнительных и стабильных доходов, которые могли бы приносить предприятию киоски на остановках.

Существует древняя притча – поучение о том, чтобы «вместе с водой не выплеснуть и младенца». Это я о попытках продавать газеты пассажирам трамвая и о том, что же мешает тому же МУП проявить большую предприимчивость, чем «разноцветная» реклама снаружи и внутри салона трамвая. Особенно внутри салона, которая так «интересна» замерзающим пассажирам.

С завидной регулярностью, примерно с той же, с которой и ломаются трамваи, транспортники сетуют на то, что чуть ли не в убыток себе перевозят пассажиров, что не хватает средств на обслуживание и ремонт подвижного состава. Но что мешает «Ульяновскэлектротранс» оборудовать внутри салона трамвая места для торговли товарами и продуктами, такими как газеты, журналы, полиэтиленовые пакеты, прохладительные напитки, соки, мороженое и многое другое, спрос на которые, безусловно, есть. Можно, по примеру других регионов, ввести лотерею по номерам проездных билетов и выдачу обладателям «счастливых» билетов выигрышей прямо в салоне трамвая, пусть не очень крупных, но достаточных, чтобы заинтересовать пассажиров и, тем самым, приносить дополнительные доходы предприятию.

Кому из нас не приходилось, возвращаясь домой, уже в автобусе, вспоминать о том, что вы забыли что-то купить. Возвращаться в магазин уже поздно, а в автобусе, как говорится, не купишь. А почему бы не купить все то, что вы забыли, прямо… в салоне автобуса по дороге домой? Что мешает после некоторой перепланировки, салоны автобусов, таких как «Икарусы», те самые «гармошки», оборудовать одним-двумя киосками для торговли продуктами и товарами, ассортимент которых сформируется только спросом пассажиров. Звучит непривычно, но это будут, уже, своего рода, «минимаркеты на колесах», что не может не сказаться на снижении стоимости билета за проезд.

А если взять, для примера, новую модификацию автобуса «ПАЗ-6205», так он не только идеально приспособлен для пассажирских перевозок в отличие от микроавтобусов «ГАЗель», но после некоторого переоборудования салона, может быть превращен в удобное маршрутное такси, работающее в режиме «кафе-такси», с компактными столиками и удобными местами для пассажиров, музыкой, прохладительными напитками.

В городе, на рынке пассажирских перевозок, есть место для всех видов транспорта, если обеспечить его сбалансированность таким образом, чтобы каждый занимал свою нишу. У пассажиров, безусловно, должен быть выбор каким транспортом ему удобнее воспользоваться в том или ином случае. Улучшение же качества обслуживания пассажиров, в том числе разнообразие транспортных услуг, создание для пассажиров дополнительных удобств, увеличит объемы пассажирских перевозок и сделает, наконец-то, муниципальный и коммерческий транспорт в Ульяновске современным, рентабельным и очень удобным для горожан.