Вступившие в силу 21 октября поправки в Федеральный закон «О связи» должны были оградить абонентов сотовой связи от назойливой СМС-рекламы. Однако рассылка текстовых сообщений типа «придите», «закажите», «купите» продолжается до сих пор. При этом некоторые мобильные операторы предлагают избавить от спама навсегда. За определенную плату.
С 21 октября, согласно новым правилам, любое юридическое лицо для рассылки СМС-сообщений с коротких (четырехзначных) номеров обязано будет обзавестись именным телефонным номером и заключить с оператором соответствующий прямой договор, предоставив необходимые сведения об объеме, времени получения и характере рассылки. Буквенное имя отправителя будет закреплено за отдельным клиентом сотовой компании. При этом рассылка рекламы с обычных (федеральных) номеров теперь является незаконной. Кроме этого, новые поправки в Закон «О связи» обязывают компании получать согласие на рассылку. Не только письменно, но и через двухуровневую авторизацию посредством сообщений.
Абонент, которому пришла СМС-реклама с десятизначного номера, может жаловаться в Федеральную антимонопольную службу и оператору связи.
Несмотря на запрет, СМС-реклама продолжает рассылаться. Как отметили в Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области, рассмотрение дел о рассылке рекламных СМС-сообщений на телефонные номера жителей Ульяновска специалистами проводится ежедневно.
В настоящее время в стадии рассмотрения и уже рассмотрено свыше 180 заявлений на рекламу различных товаров и услуг, рассказали в Ульяновском УФАС. В большинстве случаев реклама признается ненадлежащей, при отсутствии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Так, 5 ноября признана ненадлежащей СМС-реклама магазина бытовой электроники «Корпорации Центр», отправленная ООО «МК ПрофГрупп» абоненту одного из сотовых операторов Ульяновска. Однако встречаются случаи, когда рекламодатель или рекламораспространитель, уличенный в нарушении рекламного законодательства, попросту не отвечает на запросы от УФАС. В этой связи сотрудники управления вынуждены возбуждатьдела по части 6 статьи 19.8 КоАП за непредставление информации по запросу антимонопольного органа. К административной ответственности уже привлечены 13 организаций и индивидуальных предпринимателей.
По первому требованию оператор мобильной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку рекламных сообщений, заявляют в УФАС. Некоторые сотовые компании поспешили сообщить, что располагают для этого техническими возможностями, но предлагают за услугу заплатить. В частности, у одного из операторов «большой тройки» эта услуга стоит один рубль в день.
Сами операторы призывают абонентов не путать СМСрекламу и так называемое сервисное оповещение и более ответственно относиться к договорам и анкетам, которые предлагают различные поставщики услуг и товаров. В них клиенты сами указывают свои данные и номера мобильных телефонов, выражая тем самым согласие на подписку.
Дмитрий Минаев